Как думаете, сколько сейчас живут аккумуляторы? 3-4 года, 5-7 лет? Больше 8ми? Давайте посмотрим на примере девятилетнего кальциевого (Ca/Ca) аккумулятора, что с ним может быть, если соблюдать рекомендации по его обслуживанию.
Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешение запрещено.
Был я в гостях у друга детства, и в разговоре всплыла тема аккумуляторов. Слово, за слово и друг мне рассказывает дескать у его деда есть кальциевый аккумулятор, но что с ним не понятно.
Заряжаешь и через два дня он вновь севший. Не посмотришь? - спрашивает. А чего бы не посмотреть то? - Посмотрим и вам покажем. :)
Итак, аккумулятор производства Нижегородского завода Tubor, Titan Euro Silver ёмкостью - 76Ah , пусковой ток -720 (En). Дата производства (смотрим как расшифровать здесь)- 11.07.11 Естественно перед всеми манипуляциями подготавливаем его к обслуживанию.
Итак, делаем экспресс диагностик ,проверка тестером Lancol m-10 и нагрузочной вилкой. Предварительно связался с заводом изготовителем узнать начальные параметры. Если что, вот тут есть инструкция от них. Может кому ее пригодиться.
Оставляем на сутки в покое. Наша задача сравнить НРЦ и оценить скорость его падения.
Входные значения экспресс диагностики:
Значения экспресс диагностики на вторые сутки:
Прошли почти сутки. Теперь сравниваем данные экспресс диагностики и проверяем что- там у нас с электролитом.
Нагрузочная вилка:
Теперь покажу разницу в измерении нагрузочной вилкой. Хотя я уже сравнивал их ранее.
Imax b6 mini:
Кстати, у меня же imax b6 mini под рукой. А он тоже внутреннее сопротивление измерять умеет.
Теперь смотрим что там внутри банок. Уровень не замерял. Пластины визуально закрыты.
Состояние пластин/сульфатация:
Кстати такое состояние перемычек характерно для этих акб. Вот к примеру аналогичный акб меньшей ёмкости и на момент обслуживания ему было около 3ех лет.
Плотность измеренная ареометром:
Плотность измеренная рефрактометром:
Что-же, плотность соответствует норме и даже выше чем необходимо для региона. Хотя разница в показаниях между ареометром и рефрактометром меня не удивляет. Связался с другом, он утверждает, что в аккумулятор ничего не доливали. Кстати, а что обычно доливаете в аккумулятор вы? На всякий случай, если перелили воду - вот что надо делать. Ладно, надо поставить на заряд (Если вам важно, то вот инструкция от завода изготовителя.), посмотреть как он себя ведет под ним.
И поскольку, доступ к Кулон-912 у меня в данный момент отсутствует, красивых графиков не будет. Зато под рукой imax b6 mini. А как мы знаем, им тоже можно зарядить автомобильный акб.
Первичный заряд:
Ставим на заряд. Ток 0.7А, Режим Pb, количество секций Pb(6) - будет ограничение в 14.4В. Оставляем на ночь.
Выставив значения 0.1А и Pb(7) ограничение напряжения будет около 16В. Ухожу на работу, приду проверяю до какого напряжения аккумулятор смог подняться при таком малом токе.
Отключил, изменил плотность электролита до 1.27 в каждой банке. Рассчитываю, что после полного заряда и десульфатации вырастит до 1.28. Причем измерял после того как прокачал несколько раз ареометром. По факту в каждой банке было заменено 35мл электролита на воду. После чего ставлю на перемешивающий заряд.
Снимаем показания тестером, без проверки нагрузочной вилкой.
После чего ставим опять в режим Pb(7), ток 0.1А И оставляем почти на сутки. Для того чтобы долитая нами вода прореагировала с не растворившимися до этого отложениями.
Пришел домой. Проверяем что там у нас с показателями. Залито мало, напряжение было 14.9В. Проверяю тестером и просадку под нагрузкой.
Решаю увеличить ток заряда до 0.3А и оставлю так на 24 часа. Затем перемешивание при повышенном напряжении. И вновь на заряд. Т.е. по сути повторяю методику заряда малыми токами. Что логично при таком состоянии пластин. Позже пора снимать с заряда, даю отстояться и на измерения.
Вес:
Зарядное устройство:
Состояние пластин и перемычек:
Уровень:
Плотность измеренная ареометром:
Плотность измеренная рефрактометром:
Данные тестера акб:
Проверка на саморазряд (8часов покоя):
Прошло двое суток. Повторяем замеры, чтобы исключить саморазряда аккумулятора.
Проверка Imax B6 mini:
Состояние пластин и перемычек:
Плотность измеренная ареометром: (Перед измерениями прокачали несколько раз электролит грушей, чтобы снять возможное расслоение во время отстоя)
Плотность измеренная рефрактометром:
Проверка тестером Lancol + НВ-01:
График падения НРЦ после снятия с зарядного устройства:
Итог: Получаем, что с аккумулятором все в порядке. Нет короткого замыкания в отдельных ячейках. Плотность была даже чуть выше необходимой для региона использования, и инструкции по эксплуатации. А если учесть, что не все сульфаты растворились во время заряда, то надо было снижать ее, путем замены объема электролита на аналогичный но дистиллированной воды.
Объем замены был одинаков по всем ячейкам. Для сохранения разницы показаний банок. И чтобы позже иметь верную картину по данным заряда и плотности.
Конечно, таким образом, мы немного снизим ёмкость аккумулятора, но продлим срок его службы. Хотя даже 9ть лет - это шикарный результат с учетом его данных.
Зарядное устройство Imax b6 mini может заряжать автомобильные аккумуляторы (описание настроек тут). И даже десульфатировать проблемные участки.
Рекомендую ли я к покупке эти аккумуляторы с учетом того, что новый такой сейчас стоит:
Скорее да, чем нет.
Посудите сами 9ть лет эксплуатации, а он даст фору многим "именитыми брендам". Однако я всегда говорю, моя статистика хороших аккумуляторов опаздывает на 5 и более лет. Однако прекрасная работы службы поддержки, клиентоориентированность и качество продукции, говорит о том что брать можно!
К минусам отнесу - повышенную плотность (1.30-1.31, многовато для моего региона, а производитель утверждает, что заливал 1.28), повышенное образование налета сульфатов на разных акб. разных лет и параметров, и нерабочий глазок.
Проверка ёмкости:
Так, как аккумулятор имеет заводскую ёмкость более 60Ач, по ГОСТу ее проверить на данный момент я не могу. Однако по косвенным признакам, она будет в районе 80-90%. Согласитесь для девятилетнего Ca/Ca аккумулятора очень недурно!
Что касается описанных симптомов:
Разряд за два дня связываю с током утечки на самой машине. Проверка будет реализована силами владельца.
Общие данные:
Ап 21.01.2021 : Статья была оценена специалистами завода изготовителя. Теперь, вводная часть есть у них на сайте. Доступно по ссылке. Еще раз убеждаюсь, что клиентоориентированность на высоте, как и внимание к сторонним ресурсам.
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)