Найти тему

Нужно ли обучать ребёнка «следованию», если он убегает

Ну что ж, пора рассказать о наших успехах на прогулках, а именно, как я недавно узнала, об освоении навыка следования.

Напомню, что во время прогулок с сыном Ваней мы с мужем испытываем, мягко говоря, дискомфорт (а бабушка и вовсе отказалась с ним гулять), с тех пор, как он научился ходить. У меня есть статья о поведении сына на улице, и о том, как мы пытались исправить ситуацию. Если кратко, сын постоянно убегал, не ходил за руку, не шёл за родителями, а пытался увести нас за собой, если мы не шли, то он со слезами шёл один куда ему хотелось.

-2

Не скрою, мне тяжело гулять с убегающим и не сговорчивым ребёнком, поэтому, когда муж мог погулять с ним, гулял он. Описывать его опыт прогулок я не берусь, хотя мы договорились придерживаться одинаковых правил. Буду писать о том, как проходили прогулки со мной, и какой результат все это принесло.

Понятие следования появилось в книге книге Жан Ледлофф, затем распространилось адептами естественного родительства, благодаря которым оно раскрылось и набрало оборот.

Жан Ледлофф - американская писательница, провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Писала картины, практиковала и преподавала психотерапию, основанную на принципе преемственности.

Следованием обычно характеризует такое поведение ребенка, когда он, не отставая и не отвлекаясь, следует за мамой, пока она куда-то идёт. Ребёнок сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.

Такое поведение обусловлено инстинктом, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде.

Прочитала я об этом, предполагаю, самую малость, так как подробная информация и план действий, которого нет в книге, предлагается в платных курсах. Я пока решила попробовать справиться сама. Известно мне было только, что для обучения такому навыку правильно выходить на улицу не для того, чтобы «праздно пошататься», а с конкретной целью, которая интересна, прежде всего, родителю.

Действовала я по своей методике, а именно, как мне представлялось логичным из вышесказанного.

Первым делом, я определяла цель прогулки. Перед каждым выходом говорила сыну куда мы сейчас пойдём, и что будем делать. Несколько раз повторяла пока одевались.

На улице, в потенциально опасных местах брала сына за руку уверенно и пыталась удержать, постоянно приговаривая, почему тут необходимо идти именно за руку. Ваня поначалу вырывался, но я старалась держать крепче. Если сын садился на асфальт или землю или протестовал другим способом, уносила на руках на тротуар и ещё раз все проговаривала. Объясняла, что мы пойдём за руку по определенному опасному участку, а потом он сможет идти без руки сам. Все это мы делаем, чтобы прийти в определенное место и заняться определённым делом, например, сходить на пруд покормить уток, купить хлеба в магазин через дорогу, покататься с горки в парке, встретить бабушку на трамвайной остановке..

Хотелось обойтись без коляски. Таскать ее за сыном тяжело, особенно если он резко свернёт в овраг, а потом за угол дома. К тому же, он ее не любил, посадить после прогулки было проблематично, но это было необходимостью, дабы увезти домой, если уйдём слишком далеко от дома.

Но вот незадача- сын стал протестовать против выхода без коляски. Его надо было вывозить в ней как царя в карете . Если бы только так, то я бы просто убрала ее на балкон, но он неожиданно ещё и кататься в ней полюбил. Если переговоры заходили в тупик, и малыш никак не хотел идти в заданном направлении или возвращаться домой, я уговаривала его покататься в коляске.

-3

Конечно, первое время я часто терпела фиаско, сын по прежнему не хотел идти за руку, выдирал ее из моей руки, ложился на землю, капризничал,,убегал в противоположную сторону, не оборачивался и не ждал меня. Но раз за разом, если цель начинала казаться ему интересной (а я старалась описать во всех красках предстоящее «развлечение»), Ваня по пол минуты стал ходить со мной (и папой) за ручку.

Разумеется, он то и дело отвлекался от пути на что-то привлекающее внимание - камни, палки, машины, лестницы, животных и и.д. Я ждала, давала немного поисследовать территорию и предметы, а потом напоминала о нашей цели, и мы продолжали путь.

Дальше Ваня мог пройти за руку и три минуты, и ещё я замечаю, что он стал гораздо сговорчивее и быстрее соглашался со мной.

По ходу дела я продолжала искать информацию об обучении следованию и нашла несколько четких инструкций.

Приведу краткую сборную инструкцию.

  • объясняем ребёнку цель прогулки;
  • становимся внутренне уверенными в своей ведущей позиции;
  • идем с ребёнком за руку или рядом с ним на небольшом расстоянии (расстояние кратно возрасту ребёнка - в 1,5 года допустимо расстояние 1,5 метра и т.д.);
  • если ребёнок отклоняется от пути или убегает, напоминаем ему о цели, сажаем к себе «на бедро» в неудобную позу, чтобы ему захотелось идти самому. Проходим несколько десятков шагов и ставим ребёнка на землю;
  • если малыш убегает третий раз, берём его на руки и уносим домой. Так повторяем изо дня в день. Важно быть готовыми, что путь может быть долгим и ребёнок будет много отвлекаться.

В целом, мои действия были схожи. Вот только уходить домой после третьей попытки, мне кажется не оправданным действием. Третья попытка у нас случалась в первые 5 минут прогулки. А обучение, как гласят составители инструкций, может занять и пол года.

-4

Работать нам ещё предстоит над этим долго, но прогресс определённо есть. Уровень стрессовости на прогулках явно снизился. Хотя, каждый раз цели придумывать все сложнее, когда уже в магазин не надо, по обычным маршрутам ходить надоело, а далеко ехать страшно. Да и во многие места в наше время ходить не нужно благодаря не только коронавирусу, но и техническому прогрессу. А так, может быть, сходили бы в Райсобес, оплатить коммунальные услуги в СберБАНК или дать телеграмму.

Но я стала задумываться, а действительно ли дело в так называемом обучении? Или просто сын растёт и меняется?

-5

Мне попалось интересное интервью с детским психологом Яной Слепцовой. По ее словам, недостаток теории следования в том, что она слишком аппелировала к биологической памяти

для «доисторического» ребенка природа – его дом. Все в нем привычно и уже опробовано и на вкус, и на ощупь. А вот для современного «квартирного» малыша каждый выход на улицу – это всегда смена обстановки, приключение, новые впечатления. И бумажка, подскакивающая на ветру, и забавный кустик, и россыпь камешков – все это заслуживает его внимания. И даже если мама будет каждый раз придумывать себе цель и идти уверенным шагом в магазин или на почту, сымитировать естественную ситуацию следования в природе ей будет крайне сложно.
... все дети убегают от своих родителей, осваивают пространство, экспериментируют, «проверяют» родителей – можно или нет?...
...И если в полтора года ребенок убегал от мамы на прогулке, то к двум годам он уже может спокойно идти следом или рядом, держась за ручку.
То есть чтобы приучиться идти вместе действительно требуется около полугода, о чем говорят последователи теории. А на деле - от теории тут мало что зависит, просто ребенок просто перерастает возраст неуемного любопытства и радости по поводу возможности свободно передвигаться. 

Вот и получается, что к двум годам ситуация улучшается, с ребёнком становится возможным договориться в силу его развития.

Тут ещё на руку сыграло наступление зимы. по снегу и льду в объемных сапогах и пуховике так быстро не убежишь, и навык закрепляется (прогресс начался ещё до наступления зимы).

А как вы считаете, нужно ли специально обучать детей не убегать и ходить за руку или это дело времени?

Спасибо за внимание к статье. Если она была полезной, ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на канал.

-6