Этот человек, отсидевший в тюрьме более 20 лет, несмотря на отсутствие убедительных доказательств, является главным героем документального сериала Netflix под названием «Процесс №4». Он указывает на негибкость американской полиции, судебной и пенитенциарной систем.
Одним из ярких моментов недавнего кинофестиваля в Йиглаве стал четырех с половиной часовой фильм «Раднице». Ветеран американского документального фильма Фредерик Уайзман создал в нем многослойный портрет своего родного Бостона. Он показал, как руководство города, избранное от Демократической партии, проводит диаметрально противоположную политику, чем действующий президент-республиканец Дональд Трамп.
Сегодня в Бостоне решения принимают представители всех меньшинств, расовое и гендерное разнообразие учитывается при заполнении административных должностей, а услуги для членов маргинализированных сообществ постоянно расширяются. Но так было не всегда.
Документальный сериал «Процесс номер 4», который теперь можно увидеть на Netflix , переносит нас в совершенно другой Бостон . В 1990-е годы город на восточном побережье США все еще отличался заметно враждебным отношением к чернокожему населению. Дискриминация проявилась в жилищном строительстве и школьном обучении, десегрегация которых не происходила до 1970-х и 1980-х годов из-за жесткости системы.
Полиция также действовала под влиянием расовых предрассудков. По словам репортеров Boston Globe, полиция часто «модифицирует» место преступления, чтобы обвинить представителя расового или этнического меньшинства. Шон Эллис, чье дело подробно раскрывается в сериале, очевидно, также стал жертвой фатального провала полиции.
26 сентября 1993 года в Бостоне был застрелен детектив Джон Маллиган. Это напоминало казнь: полицейский, известный своими рейдами без ордера на обыск и задержавшим рекордное количество людей, нажил себе множество врагов. Так что недостатка в подозреваемых по мотивам убийства не было.
Однако группа из 65 следователей, чьи поиски напоминали охоту, вскоре сосредоточилась на девятнадцатилетнем Эллисе. К сожалению, незадолго до преступления он делал покупки в супермаркете, рядом с которым были произведены смертельные выстрелы. Как он говорит с особым спокойствием и хладнокровием, вероятно, он заплатил за то, что был «молодым и черным».
Молодой человек не значился в списке возможных преступников до тех пор, пока не дал показания полиции об убийстве двух своих двоюродных братьев, которое произошло вскоре после смерти Маллигана. В частности, на основании показаний свидетеля, случайно связанного с следователем, Эллис был задержан и попал в суд.
Учитывая минимальное количество убедительных доказательств и сомнительное ведение расследования, возглавляемого парой детективов, позже обвиненных в коррупции, Эллис полагал, что он скоро будет освобожден. Вместо этого он прошел три испытания. После последнего он был приговорен к пожизненному заключению.
Расследование убийства находилось под давлением со стороны СМИ, общественности и полицейских союзов. Нужно было как можно скорее найти виновного и успокоить накаленную атмосферу. Из-за количества нарушенных правил у Скапиккио не было проблем со сбором достаточного количества материалов для документирования манипуляций свидетелями и доказательствами. На их основании суд удовлетворил ходатайство о проведении четвертого судебного разбирательства, направленного на очищение Эллиса.
В первых эпизодах восьмисерийного сериала практически день за днем восстанавливаются обстоятельства убийства Маллигана и ареста Эллиса. Заявления его адвоката, репортера Boston Globe или тогдашних полицейских дополняются иллюстративными анимационными кадрами. Изображение событий настолько многозначительно, что переносит зрителя в роковую ночь.
Однако приемы художественных фильмов, например, музыкальный триллер на заднем плане, создатели экономно используют. Они создают напряженность, довольно хитроумно дозируя информацию. События не располагаются в хронологическом порядке, наоборот, в силу контекста они часто возвращаются вовремя. Мы по-прежнему в напряжении, потому что еще кое-что еще предстоит сказать и объяснить.
Повествование также непростое из-за множества различных точек зрения. Хотя создатели явно стоят на стороне Эллиса и, заглядывая в его частную жизнь, пытаются изобразить его пластичнее, чем другие актеры, коллегам убитого детектива Маллигана также предоставляется место.
Они по-прежнему непоколебимо убеждены в виновности Эллиса и адекватности своих прежних действий, которые включают, помимо открытого расизма, непропорциональное насилие. Стремление к объективности также подтверждается длинным списком людей, к которым обращались режиссеры-документалисты, но которые отказались появиться перед камерой.
Ограниченный круг участников, желающих дать показания, вероятно, определил направление повествования. Процесс номер 4 не ищет ответа на вопрос, кто на самом деле стрелял в Маллигана. Он пытается понять факторы, которые привели к провалу правосудия, и, несмотря на все неправомерные действия полиции, Шон Эллис провел половину своей жизни за решеткой.
Другие результаты, касающиеся работы детективов, показывают, что, помимо расовых предрассудков и высокомерия власти, свою роль сыграл рост торговли наркотиками, который также приносил пользу сотрудникам полиции. У них конфисковали деньги, найденные при обысках. Сообщается, что одним из них был Маллиган.
Сокрытие его недобросовестной деятельности помогло закрыть дело до того, как стали известны нелестные подробности, которые пролили бы плохой свет на деятельность всей полиции Бостона. Причина, по которой чистка Эллиса продолжается уже более четверти века, заключается как раз в нежелании признать ошибку, отличную от индивидуальной, и, таким образом, поставить под сомнение легитимность нынешнего порядка.
Таким образом, процесс 4 помогает понять все более громкие призывы к реформе американской полиции и, следовательно, судебной системы и пенитенциарной системы во втором плане. Кажется, что все тела в первую очередь приспособлены для защиты привилегированной части общества. Заключительная часть серии, посвященная событиям последних лет, предполагает, что, в частности, в Бостоне перемены могут произойти с новым прокурором и новым начальником полиции, которые являются представителями меньшинств.