Не знаю как будет в ретроспективе, но на данный момент 2020-ый год по части продуктивности серьезно уступает последним трём весьма успешным (на мой взгляд) 2017-ым, 2018-ым и 2019-ым. Сваливать ли всё на пандемию или нет, каждый решает сам. Однако отрицать её значительного отрицательного влияния на всю медиа-культуру и искусство в целом тоже глупо. Последствия придется разгребать ещё очень долго и не факт, что получится.
Тем не менее, оглядываясь на получившийся список фильмов, я пришел к выводу, что год в целом удался и могло быть и хуже. Однако он удался благодаря нескольким действительно выдающимся кинолентам. Остальные же в основном разочаровали или получились просто неплохими. Как и в случае с 2019-м, я составил топ из пяти лучших, на мой взгляд, фильмов ушедшего 2020-го года, и выбирать и отбирать долго не пришлось. Упоминания на сей раз тоже ограничатся пятёркой. Поехали.
5. Отец
Для дебютного режиссерского проекта непросто найти более удачный пример чем "Отец" Флориана Зеллера. Конечно, это произошло отчасти из-за отличного первоисточника, но не будем забывать и про самого Зеллера, который сам по себе является талантливым драматургом, преуспевшим на литературном поприще. И уже сейчас видно, что у начинающего постановщика большое будущее, и за следующими его кинокартинами будут следить многие, и я в том числе.
До просмотра фильм виделся мне заурядной сопливой драмой, которая призвана забить шорт-лист Оскара чисто для массовки. И я до последнего оттягивал его просмотр. На поверку я с радостью ошибся и был впечатлен, как и многие.
"Отец", являясь той самой банальной драмой про увядающего старика, вдруг, с помощью магии сценарной и режиссерской подачи, превращается в захватывающий психологический триллер, от которого сложно оторваться, и просмотр которого пролетает совершенно незаметно. Смотря второй раз, время сократилось ещё больше. Это ли не признак качественного зрительского кино?
4. Ещё по одной
Ещё один нашумевший номинант и отчасти победитель кинофестивалей и наградных церемоний. А также любимец многих зрителей и критиков, ставший настоящим возвращением на олимп мирового кино датского режиссера Томаса Винтерберга. Ранее, подобный успех и признание постановщику даровала его "Охота" 2012-го года. И вот, спустя восемь лет, собрав вокруг себя знакомых датских актеров, Винтерберг действительно вернулся.
"Druk" - это рефлексия на кризис среднего возраста, и просто манифест жизни, ударяющий в финале самой удовлетворяющей кульминацией года в кино. Пускай и само действо не пестрит оригинальностью, а скорее наоборот. Но то, как это снято и как рассказано... Невероятно душевно, жизненно и правдиво. И от столь вдохновляющей концовки я ещё долго не мог отойти.
3. Довод
После Дюнкера отношение к Нолану у меня несколько видоизменилось. Авторский взгляд режиссера о событиях на пляжах Дюнкерка стал для меня апофеозом всех недостатков Нолана, и при этом открытием новых. Помимо уже знакомой холодности и математического расчёта, у Нолана пропали цепляющие персонажи, при этом не предлагая ничего взамен.
Чтобы вы думали, с Доводом произошло ровно наоборот. Как и Дюнкерк, последнее творение Нолана - это фильм-концепция. Конструкт, причём самый лихо закрученный не только в плане структуры подачи идеи, но и в плане самой идеи. Казалось бы, должно произойти ровно то, что произошло с Дюнкерком, но нет. Здесь Нолан достиг вершины в своих умениях, отбросил многие драматургические правила во имя концепта, но при этом оставил как минимум двух живых персонажей, за которыми интересно следить (персонажи Элизабет Дебики и Кеннета Браны).
Довод можно рассматривать как в плоскости политического взгляда Нолана, так и в плоскости его упражнения на деконструкцию собственной же сценарной структуры. Это однозначно мой любимый блокбастер, пожалуй со времен Безумного Макса: Дороги Ярости, задающий новую планку в совершенстве аудио-визуального ряда. И круто, что Нолан - один из немногих авторов, кто может позволить себе совмещать художественные высказывания с таким дорогостоящим и изобретательным зрелищем.
2. Мальмкрог
За зрелищным и вполне себе зрительским "Доводом" идет совершенно полярный "Мальмкрог" от румынского режиссера Кристи Пую. Это моё первое с ним знакомство. И должен сказать: впечатляет. Три с половиной часа. Пара комнат и пятеро персонажей. Пять актов, посвященных каждому из них. И весь фильм представляет из себя диалоги этих пяти персонажей, лишь с несколькими короткими перерывами между главами. Темы диалогов затрагивают размышления и дискуссии о войне и морали, о религии и Антихристе. Нет никаких привычных драматургических поворотов (ладно, за исключением одного) или динамичного действа. Весь фильм состоит исключительно из позиций персонажей, и всё действие происходит через диалоги и в зрительском воображении. Почти как аудиокнига. Но всё-таки я считаю, что "Мальмкрог" нужно не слушать, а именно смотреть, с головой погрузившись в думы размышлений и споров самого Кристи Пую, основанных на интерпретации философских текстов Владимира Соловьёва. Это точно один из моих самых необычных киноопытов года.
1. Новый порядок
Самый ожидаемый для меня фильм года не подвёл. Пускай и оказался немного тем, что я представлял. В крайнем творении Мишеля Франко нашлись приёмы моего любимого Михаэля Ханеке, когда камера фиксирует происходящее действо со стороны широким планом и предпочитает не вступать в интимную близость с его участниками. В контексте темы фильма это особенно эффективно и бьет психологически. На это работают также и цветовые акценты. Очень удачно подобранные и использованные. Нет ощущения, что фильм - это разноцветная каша.
Смысл фильма далеко не нов, но подан мастерски, отстраненно. И в очередной раз наводит на мысли. Главное - фильм очень актуален и, как мне кажется, его актуальность будет всегда, пока человек не разберется с нынешними моделями существования. Во время просмотра постоянно ловишь параллели с реальными событиями, которые заново пробуждают те самые эмоции, и после финала остается крайне тяжелое ощущение.
0. ДАУ
По традиции здесь расскажу о том, что в моём понимании выбивается из рамок полнометражного кино.
ДАУ - не фильм, и даже не серия фильмов в привычном понимании. Хотя изначально режиссер Илья Хржановский предполагал снять большое автобиографическое кинополотно о Льве Ландау - известном советском ученом-физике. Однако же по итогу всё разрослось до каких-то беспрецедентных масштабов, равных которому в кинематографе просто не было.
На данный момент доступна маленькая часть от всего арт-проекта, и я отсмотрел лишь некоторые из них. Наиболее удачные и впечатлившие: «Вырождение» и «Нора. Мама». Фильмы выходили не в хронологическом порядке, поэтому картина происходящего достраивается постепенно. Ленты имеют самый разный хронометраж: от полутора часов до шести часов и более. Из профессиональных актеров в проекте была только Радмила Щёголева. Остальные: либо ребята с улицы, либо реальные ученые, профессора, бывшие кгбшники, уборщики и т.д. За проектом был закреплен оператор Юрген Юргес, выступавший в качестве оператора-постановщика, и руководившего несколькими парами команд, которые снимали одновременно в разных частях огромного Института.
Достойные упоминания:
- Манк - возвращение Дэвида Финчера со своим проектом мечты, но в совершенно неузнаваемом стиле;
- Девушка, подающая надежды - стильный и талантливо написанный триллер с отличными актерскими работами, но немного разочаровывающий в самом финале;
- Думаю как всё закончить - новый фильм Чарли Кауфмана. Без комментариев;
- В чужой шкуре - дебют Брэндона Кроненберга, отдающий духом ранних фильмов своего отца. Густая атмосфера и брутальное насилие;
- Земля кочевников - всё же стоит упомянуть;