Второй раз катаемся на горных лыжах в России (понятно, не считаем Сорочаны, Крылатское и подобные трассы-склоны): были в 2018 на курорте Роза Хутор, сейчас - в Шерегеше. По Розе все понятно - после Олимпиады вполне европейский уровень, но слишком много людей на подъемниках и на узких трассах. О Розе много написано и рассказано. Шерегеш в части трасс и людей приятная противоположность - широкие склоны и вполне терпимо на трассах и подъемниках даже по выходным. После публикаций в инстаграме много вопросов “а как там”, “стоит ли ехать после Европы” и тп - вот, решил поделиться впечатлениями.
Во-первых, остановлюсь на самой “каталке”. С альпийскими курортами по количеству и разнообразию трасс мало что сравнится, в Шерегеше это скромные полтора десятка спусков с максимальной длиной трассы около 4 км, общей протяженностью менее 40 км. В Поляне вдвое больше, но все равно это никак не сравнить с 300-600 км трасс Solden, Chamonix, Isgl и другими топовыми альпийскими курортами. Конечно, не трассами Шерегеш славится, а вне трассовым катанием - по лесу с отличным снегом с середины ноября до начала апреля. В этот раз нам “повезло” - снега почти не было, к концу недели трассы были малоснежными, частично ледяными, с легким вкраплением камней для усиления эффекта. Вне трасс все было укатано, на вершине Мустага начало спуска вне трассы для усиления эффекта сопровождалось наличием ледяного наста. Частые посетители Шерегеша рассказывают про шикарный пухляк с середины ноября и обилие вариантов как для начинающих катать вне трассы, так и для видавших все профи. Погодные условия не позволили попробовать многое, но все же удалось найти нормальный паудер и немного покататься вне небольшого количества трасс - спасибо за опыт и новые знания классному инструктору Артему и школе Zimaaa. В целом, осталось впечатление, что в обычное время кататься можно, причем весьма интересно и пейзажно. На этом рассказ про каталку завершу.
Теперь по инфраструктуре. Шерегеш в активной инвестиционной фазе - в этом году введено два новых подъемника, строят еще. Строятся новые гостиницы. Местные говорят, что на месте исправительной колонии между поселком и сектором А (лакомое место) будет построен то ли спорткомплекс, то ли аквапарк. В генплане развития, утвержденном в 2017 году, еще не определена судьба так называемого “режимного объекта”, но в текущий момент учреждение уже не функционирует - соответственно, что-то на этом месте возведут. Очень не хватает освещенной пешеходной зоны от поселка до г. Зеленой (основной зоны катания и отдыха), но она, судя по протоколу обсуждения генплана, также в перспективе появится.
Сравнение курорта с европейским не в пользу первого из-за нерешенности элементарных сервисных задач - транспорта. Причем в широком понимании. Проблема со скибасами - они отсутствуют как класс, вместо них частники-таксисты с соответственно неконтролируемыми ценами и непредсказуемым (нравом) уровнем сервиса. Обычно все вполне вежливые и предупредительные, но статистика подтверждается встречами неадекватов, которые еще и не чувствуют никакого системного контроля над собой, как например в убер-сервисах через оценки. Непредсказуемость цен на услуги такси также среди их проблем: в одночасье цены на такси выросли в 2 раза - по поселку без снаряжения со 100 руб до 200 руб. Причем это не сезонное повышение - просто [пона]приехало необычно много гостей и местные решили подзаработать в моменте. Что это совершенно неадекватный ценник даже для Москвы, не то что для туристов из регионов, на подобные дистанции - они не задумываются, на авось очевидно живут. В результате резкого скачка спроса на пиковых нагрузках - утром все едут к подъемникам, а вечером разъезжаются по гостиницам и апартаментам - случилась неприятная для обычного пользователя, но вполне логичная для экономиста ситуация: частники сговорились удвоить цены, а местный сервис такси не изменил цены, после чего став дешевле частников на 25-50% (как понятно, за день до этого частники были сравнимо выгоднее). При этом, значительная часть новых для курорта гостей впервые прилетели из Москвы и Питера через Москву рейсами, которые прибывает в 6-7 утра и обратно возвращаются, как правило через неделю, в 7-8 утра. На эти рейсы надо собираться глубокой ночью, когда частники не хотят работать, мотивируя тем, что ради одного заказа не интересно просыпаться. В итоге приходится порядком понервничать дозваниваясь до такси помногу раз (заранее на определенное время заказ они не принимают).
Еще одна проблема транспортного характера - отсутствие единого скипаса на все подъемники. Риторику на тему, почему владельцы подъемников на разных горах в Европе могут договориться, а владельцы разных подъемников на одной горе и даже одной трассе в России - нет, и почему это является проблемой гостя, а не администрации курорта - оставлю, обойдусь констатацией факта. Не исключаю, что среди аргументов есть что-то вроде наличия людей, которые хотят покупать пасс только на пару подъемников и откажутся, если сократится количество опций выбора покупки, но оставлю этот анализ. Уверен, европейская отрасль прошла это много раньше и выработала оптимальное ценообразование и набор опций для выбора клиентом, поэтому сделать “как там” - точно не самое плохое начало на пути к созданию международного курорта.
Отдельно надо отметить, что не оборудованы нормальные зоны посадки-высадки и ожидания такси, а используемые потоком людей проходы превращаются в каток - муниципальные службы и даже владельцы прокатов, магазинов около этих проходов почему-то не решаются посыпать дорожку банальным песком или гранитной крошкой. Лично мне это напоминает из 90-х места около метро в спальных районах, где появились вещевые рынки - много хаотичного движения и впаривающих тебе что-то людей, холодно, скользко и стремно. В данном случае, не из-за опасностей времен первичного накопления капиталов, а из-за наплевательского отношения администрации к комфорту посетителей и опасности травмироваться от падения еще до склона. Экстремальный спорт, как никак.
Основным времяпрепровождением вне каталки становится готовка, вечерние посиделки под гитару/тв/музыку/чтение/аудиокниги (в зависимости от интересов) и походы в банные комплексы различной степени продвинутости. Большинство гостей курорта снимают квартиры в советских пятиэтажках в поселке и соответственно готовят сами на кухне. Отелей сравнительно немного, за три месяца до поездки выбор проживания в пешей доступности от подъемников практически свелся к нулю - было пара предложений с нереальными ценниками, все прочее было забронировано или же не отвечало запросу (двухместный гостиничный номер или апартаменты). Нам пришлось брать апартаменты сравнительно недалеко, но пешком со снарягой оказалось все равно недоступно, поэтому пользовались такси. Стоит отметить, что если бронировать более заранее, то видимо варианты интересные есть. По крайней мере, мы видели вполне по-европейски выглядящие 4* гостиницы с прямым доступом к склону и подъемнику с ценником 7-8 тыс руб за двухместный номер с питанием. Это существенно ниже европейских цен.
Что касается бань всех толков - этого тут много, практически в каждом дворе, при каждой гостинице. Соответственно, большое предложение рождает высокую конкуренцию, и как результат - разнообразие по цене и качеству. Мы посещали новое место практически каждый вечер - побывали у себя в Шервуде, по рекомендации посетили Термальный центр, Тирольский дом, Постоялый двор. Наименее понравилась как раз наша в Шервуде, но это скорее на фоне остальных. Если бы мы получили такую баню при аренде коттеджа на выходные в Подмосковье или где-нибудь в Беларуси, к примеру - были бы очень довольны. Везде есть огрехи с уровнем сервиса - местные явно не проходили курсы hospitality, но обычно вполне искренне стараются угодить и делать свою работу хорошо, в рамках своего понимания.
Напоследок про главные преимущества Геша (как его называют для краткости) - погода и природа. Да, как это ни странно, погода тут является преимуществом - сухой резко континентальный климат с большим количеством снега (обычно) и стабильным морозцем минус 10-20 по Цельсию. Эта температура именно в Геше переносится сравнительно легко - для нас не было дискомфортно гулять весь день при минус 13 в промежутке между днями каталки. И природа - очень красивое сочетание таежных лесов со скалами под солнцем, сверкающем радужным галло в утренних снежинках. Здоровая прозрачная морозная природа с кедровым ароматом - я бы тут встречал новый год, если найти домик с хорошим видом и камином. Да и покататься с первым подъемником по пустой трассе - ценно.
Подводя резюме. Может показаться, что все в Шерегеше плохо и мое впечатление негативное. Как раз нет - впечатление скорее позитивное осталось, но - с рядом оговорок. Очень надеюсь, что в ближайшие годы сервис выправится, местная администрация захочет услышать конструктивную критику, инфраструктурные проекты реализуют во благо курорта, а не просто [по-/пере-] распределят бюджеты. Если при прочих равных выбор стоит между европейскими курортами, Сочи и Шерегешем, в Кемеровскую область стоит ездить ради природы и экзотики, остальное тут пока в разной степени подготовки.