Производить всё своё! Этот призыв, совет, лозунг исходящий от рядовых граждан до крупных политиков все слышали не раз. А сможем ли мы производить начать завтра послезавтра и в отдалённом будущем производить всё своё? Конечно нет. Даже СССР не смог. А нужно ли нам сегодня стремиться к этому «производим всё своё». Наверно нет, потому что у массового производства есть свойство и потребность увеличиваться не только в объёме, но и расширятся по номенклатуре. Сама по себе цель производить всё своё, заведомо недостижимая.
Логичнее всего поставить перед собой задачу производить то, что у нас хорошо получается. Мы умеем добывать нефть и газ, а также другие полезные ископаемые, но разруха 90х годов чуть не привела к полному развалу Российской нефтегазодобычи. Не секрет, что в нулевые годы по нефтегазовому оборудованию нас здорово выручила Китайская Народная Республика. Эффективное сотрудничество с Китаем помогло нам начать замену «древнего» парка буровых установок и внутрискважинного оборудования. Ведь несмотря на очевидную прибыльность нефтегазодобычи, к концу 90х, отрасль находилась в брошенном состоянии. Всё держалось на энтузиазме и рабочих и руководителей. Особенно это коснулось бурения скважин. Доходило до того что на остановленные и фактически брошенные буровые на севере посылали гонцов, которые за наличку или водку скупали у сторожей сменные и быстроизашивающиеся запчасти. И еще с Чечни вывозили то что не сгорело или подлежало восстановлению. Это поддерживало на плаву предприятия, занимающиеся бурением новых скважин. Неразворотливый «Уралмашзавод» производил буровые установки, но сроки поставки предлагались такие, что у заказчика раньше заканчивалось действие лицензии на начало разработки или разведки месторождения. Предприятия Китайской Народной Республики обеспечивали сроки поставки 6-9 месяцев в зависимости от мощности (максимальной глубины бурения) установки. Причём, что очень важно, комплектация оборудования производилась исключительно по требованию заказчика, а не навязывалась изготовителем. Благодаря этому, Российские буровые компании могли заказывать оборудование исходя из своих экономических возможностей.
Сервисное обслуживание также было недорогим и оперативным, что сильно отличало его от американских и европейских поставщиков. Вопреки расхожему в те годы мнению о сомнительном качестве китайских товаров, поставляемое оборудование хотя и не дотягивало до американского и европейского, но определённо было прогрессивнее и надёжнее Российского. Тем более, как я отметил выше, у нас не было возможности обеспечить себя самостоятельно. Но в течение 10 лет за счёт импорта, у нас был сформирован достаточный парк буровых установок что позволило увеличить добычу нефти с 380 млн тонн в 2002 году до 523 мл тонн в 2013году. На 2020 год Россия достигла объёмов добычи 560 млн тонн. Это уровень всего СССР и третье место в мире после США и Саудовской Аравии. По добыче газа 738 млрд м3 находимся на втором месте в мире после Катара. Добыча газа в России с 2002 по 2013год выросла с 595 до 667 млрд м3.
Статья о том, что внешне правильное и логичное требование –производить всё своё, может поставить целую отрасль на ложный путь и обречь на отставание, а может и на полный развал производства. При грамотной экономической и технической политике, мы можем развивать производства мирового уровня закупая оборудование за рубежом, не впадая в зависимость от импорта.