Друзья! Не ожидал, что довольно таки специфичная статья про Ижорский Завод и веники получит такой отклик. Было очень интересно читать комментарии. И посему продолжаю. (За низкое качество фото я извинился в прошлой статье).
На этот раз речь пойдет о событиях не столь далеких, как в прошлый раз, но, тем не менее, интересных и непонятных для непосвященного человека.
Речь пойдет о том же цехе завода, а именно о цехе номер три, где катают листовой металл. Чтобы ввести вас в курс дела кратко опишу что это за цех и для чего он нужен.
В этом листопрокатном цехе небольшую заготовку металла, называемой слябом, весом около 15 тонн, с помощью специального оборудования под названием СТАН-5000 (упрощенно представляющего собой огромный пресс), раскатывают в тонкий лист шириной почти 5 и длинной до 26 метров.
Чтобы можно было раскатать сляб в тонкий лист, сляб нагревают в печи до температуры около 1300 градусов, и далее кран переносит раскаленный сляб на роликовый конвейер, который доставляет сляб к стану, и тот, с усилием 16 000 тонн, плющит его своими валками:
Каждый ролик конвейера приводится во вращение электродвигателем. Сам рольганг очень длинный, общая его длинна где-то километр. И чтобы перейти их цеха в цех, надо как-то перебраться через рольганг, а сделать это, когда по нему снуют раскаленные глыбы металла и бешено вращаются ролики не просто. Но возможность такая есть - между соседними роликами есть площадки-мостики:
Но служат этим мостики для перехода через рольганг только когда он остановлен для ремонта. Что и понятно - кому в голову придет перебегать через него, подвергая себя риску.
А для того, чтобы безопасно перейти рольганг сделан мостик:
И каково же было мое изумление, когда я увидел, что некоторые рабочие этим мостиком не пользуются. Несмотря на запрет, расставив руки в стороны для удержания равновесия, перебегают они через рольганг, между вращающимися его валами.
Да и частенько перед листом пышущим жаром! Хотя мостик то рядом.
Бравада? Желание получить порцию адреналина? Но нет, все оказалось сложнее. Для этого мне пришлось провести целое расследование, аккуратно расспрашивая рабочих о причинах такого их безрассудного поведения.
Однако чего-либо внятного добиться не удалось, чувствовалось, что они что-то знают, но не хотят говорить. Отвечали, мол, так быстрей, чем подниматься по мостику... Стало еще интересней.
Так вот, не добившись от них ответа я стал искать "старожилов" цеха, они то точно знают причину, тогда думал я. И целыми днями обходил уголки цеха в поисках тех, кто объяснил бы мне происходящие.
Как я уже говорил, цех этот огромный, и за один день не обойти все его закоулки, коих тут великое множество, а есть еще подземелье! Нижний уровень, и говорят не один.
В цехе полумрак. Среди шипящих механизмов, периодически прерывая их шум, воет сирена, копошатся люди, сильно пахнет газом (печи работают на газе), иногда в сумраке мелькают тени - несмотря на вакханалию в цехе обитают кошки, они сверкают взглядом на чужака и бросаются наутек, скрываясь в клубах пара и смога. Слышно, как где-то внизу журчит вода, сбоку обдает жаром, а каска цепляется за хитросплетение трубопроводов утыканных манометрами, приводами и задвижками. Мимо некоторых печей приходится идти заткнув уши руками, такой стоит свист от газовых горелок.
Наконец, мои поиски увенчались успехом. Очередной раз перейдя по мостику я проник в машинный зал (в святая святых цеха). Именно проник, так как дверь эта всегда закрыта на кодовый замок. Кода, естественно, я не знал, но прошмыгнул вслед за инженером, который принял меня за своего (из-за белой каски, которые носили только они) и придержал массивную дверь.
Кстати, когда эта дверь открыта, то звучит зуммер, так что незаметно в этот цех не пройти (рядом стоит пост охраны).
Попав в машинный зал можно долго стоять открыв рот. Огромный зал, размером с футбольное поле скрывает в полутьме исполинские машины. Натужно гудят электродвигатели размером с небольшой дом, горячие обмотки которых бешено и с ревом обдувают вентиляторы, лопасти их больше человеческого роста, по бетонному полу растекается вибрация от десятков электрических шкафов, реле и контакторы которых еле сдерживают токи в сотни и тысяч ампер. Для снабжения электричеством к машинному залу подведена настоящая высоковольтная ЛЭП!
В шкафах что-то щелкает, переключается, тикает, они перемигиваются рядами ламп, а рядом стоят серверные стойки - в них компьютерные чипы, размером с ноготь управляют этим царством железа. И все вокруг покрыто буро-ржавым налетом окалины, частички которой витают в воздухе, проникают повсюду и занимают каждый миллиметр площади.
Один такой шкаф был открыт и внутри него, с фонариком на лбу, стоял человек. На вид ему было лет шестьдесят. Каска белая - значит инженер, а руки черные, как и изрезанное морщинами лицо, на котором блестели глаза. Он тестером касался контрольных точек, проверяя какие-то параметры и записывал цифры в блокнот.
Чтобы втереться в доверие, я подошел к нему, представился подрядчиком и спросил: "А какая мощность вот у того синхронного двигателя?" Контакт состоялся. Забегая вперед скажу, что вскоре мы подружились, и в его коморке, которая была в этом же зале, но на втором этаже, потом много раз пили чай и беседовали (он показал потом, что в машинный зал, минуя охрану, можно зайти с улицы, через неприметную калитку в стене).
Конечно, кроме чая было что и покрепче. И вот за одним из таких разговоров мне удалось узнать тайну этого мостика!
Заводы хранят много тайн и легенд, и даже не знаю, к чему отнести эту. Но не буду более отвлекать ваше внимание и сразу перейду к сути дела. А всё дело было в радиации.
Оказывается мостик, по которому можно перейти конвейер, был двойного назначения. Внизу, глубоко под ним, находится источник радиоактивного излучения, что-то типа рентгеновской установки, только большой. А в мостике была приемная часть этого излучения. Получалось, что идущий по мостику человек облучается, причем снизу. А поскольку рабочие - это в основном мужчины, то сами понимаете, какое отношение у них к... эм... своему достоинству, на которое это (по рассказам) излучение и действует.
Эта установка служит для контроля параметров листа, когда тот двигается по роликам. И кому-то в голову пришла рационализаторская идея, совместить мостик с рентгеновской установкой. Причем это не афишировали. Черт! А я то сколько раз стоял на мостике и любовался проплывающими внизу болванками и процессом превращения их в листы стали... Вот и открылась тайна мостика, почему его избегали.
Вот такая история, друзья.. Правда это или нет я точно не знаю, но склоняюсь к тому что да, правда, иначе бы этой беготни не было. На нижний уровень пробраться мне так и не удалось - массивный щит поперек лестницы преграждал туда путь.
А однажды закончилась эта беготня весьма печально, по понятным причинам я не могу об этом тут написать, но фотографии с места инцидента были развешаны по всему цеху в назидание "бегунам".
И традиционно, если вы можете о такой установке, была она или нет, то напишите в комментария, очень интересно узнать, правда это или нет.
Спасибо за внимание!