Валера, Валериан, Авериан... просто Чкалов - сталинский сокол... 15 декабря 1938 года ты погиб, испытывая новенький И-180.
Самолет с «48 не устраненными дефектами» стал твоим последним пристанищем. Говорят, зная это, ты все же сам настоял на испытании? Говорят, ты злился, что люди считают, что ты больше «не лезешь в пекло»? Говорят, ты сам изменил маршрут и пролетел над дачей Сталина, а в задании было сказано не покидать границы летного поля?
Да мало ли что говорят…
Твоя жена была уверена, что это тихая месть Сталина. Так он расправлялся с неугодными героями… Очень уж активно ты вошел в общественную жизнь страны, став Депутатом Верховного Совета.
Слишком громким и смелым стал твой голос в Кремле… Твои карманы были полны писем от односельчан и просто граждан Советского Союза, которые верили тебе и просили о помощи. И оттого голос твой становился все более требовательным, ведь от него зависели судьбы десятков и сотен людей.
Да что мы о смерти. Будет с нее… Ведь Ты был Сама Жизнь!
Не тоскливо ли Тебе стоять одному на земле и смотреть в недосягаемое теперь небо?
Ведь ты никогда не был один. Даже когда Сталин подарил тебе машину, ты битком заполнял ее друзьями и всех развозил с аэродрома домой.
Ты был любимцем женщин и любил их. Говорят, сама Марлен Дитрих была так покорена букетом, который ты непостижимо откуда достал на океанском лайнере, что простила твой ужасный английский.
Твой отец был самым сильным грузчиком, а дед - бурлаком. Вряд ли и ты от них отставал по богатырской силе. Решительный и отважный, искренний и способный на безрассудства, надежный и уверенный – все это ты…
«Что за безответственное мальчишество?», - думала я, читая про твои лихачества. «Что за зрелое и мужественное лицо для 30-летнего молодого человека!», - удивлялась я, глядя на твои многочисленные фото в доме отца. В доме, который стал музеем. В городе, который стал называться Чкаловск.
«Заговоренный!» -шептались о тебе. Сдаётся мне, что ты и сам в это верил. А, может, так и было? Как иначе можно было посадить самолёт с бомбами? Пролететь под мостом или между стволами деревьев? Добраться до Ванкувера через Северный полюс по маршруту, который до сих пор летчики не повторяют? Ведь не случайно в Великую Отечественную не только наши пилоты, а и немцы летали с твоими фото «на счастье».
Пожалуйста, вспомните сегодня о Валерии Чкалове – небесном виртуозе, задорном хулигане, любителе жизни и гордости Отечества. Из сердца Нижнего Новгорода смотрит он на небо и на нас…