Ну как не обнаружено… В былинном эпосе их тьма-тьмущая. Даже школьники младших классов сейчас (с возмущением) что-нибудь забористое в комментарии подкинут. Но статья будет о другом. Проверку историческую устроим, на реальность существования — «богатырства», как явления. В самый пик его расцвета — во времена князя Владимира Красно Солнышко. Тут-то всё очень сложно выходит.
Откуда взялись-появились в массовом сознании былинные витязи, герои древнерусских сказок — объяснять не нужно. Существовали ли их прототипы в доступных нам исторических источниках — у кого-то точно «да». А некоторые были просто придуманы, как домовые и лешие, водяные-кикиморы-русалки. У каждого народа непременно есть собственные герои фольклора. Нас Русь интересует, само собой.
Любой: хоть соборный народ или мелкий этнос — бережно хранит свой героический эпос. Полу-боги, рыцари, асилки, батыры и багатуры, пехлеваны, викинги… список бесконечен.
Споры о реальности
существования каждого такого героя — увы, аффтору малоинтересны. Для сегодняшних исследований. Вот на ночь почитать, с комментариями мудреными — самое то. Зачастую — это занимательная (и бесплодная) пикировка историков с литературоведами и фольклористами. Наука говорит: сильные, справедливые, стоящие за правду и простой народ, исключительных боевых качеств люди — реально существовали. Были почитаемы еще при жизни, их яркие свершения — растаскивались сказителями, прочей творческой интеллигенцией на мелкие детали. Конечно, приукрашивались регулярно, через века приобретая гипертрофированный вид, вплоть до чудовищных фантасмагорий..
Но разобраться в хитросплетениях истории и популярной литературы можно сравнительным анализом. Бывает, один легендарный герой может быть… слеплен из двух-трех реально существовавших людей. Или вообще быть собраны в каком-то событии важном — из разных эпох. Как пример яркий — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они никак не могли совершать богатырские подвиги плечом к плечу. Жили в разные времена. Вроде консенсус найден в научном и литературном мире…
Самым древним витязем наших широт считают Святогора, прародителя других русских богатырей. Этнографы и прочие смежные специалисты почти уверены: образ еще до-днепровского периода восточных славян. Святогор неимоверно высок, вровень с верхушками деревьев, его голова задевает даже облака. Жил на Святых горах, если куда ехал по делам богатырским — случалось настоящее землетрясение. Отцом Святогора считали существо из божественного мира, оттуда и сверхчеловеческие способности. Полу-бог, короче. Античные явные мотивы.
Микула Селянинович, тоже любопытный персонаж, очень нетипичный. Никогда не был воином, предпочитал мирный труд и пашню. Не служил князю, как другие богатыри. Непревзойденный мастер борьбы, силы ему давала сама земля. Наиболее адекватные версии говорят — это аналог, ипостась или прототип славянского бога Перуна. Колыван Иванович, Дон Иванович и Дунай Иванович. Тоже герои древнего пласта народных легенд и былин. Вероятнее всего, реальных прототипов не имели. Были ипостасями разных языческих божеств, повелителями стихий.
В более поздних былинах (уже после Добрыни, Муромца и Поповича) появляются заезжие богатыри. Такие же патриотичные, как и доморощенные, исправно несут службу на благо народу русскому. Хотен Блудович — варяг, скорее всего. Ставр Годинович имеет явные черты знатного воина алтайских земель, Чурило Пленкович и богатый Соловей Будимирович — вообще с Востока или из южных широт.
ТТХ богатыря
русского тоже понятны. Это необыкновенных статей силачи, искусные воины с обостренным чувством справедливости, знатоки традиций, защитники слабых и охранители границ родной земли, с непременной тягой к путешествиям. Прилагательное «богатырский» — касается всего гипертрофированного. Сна, силушки, аппетита, размера, ага… Умять в одно лицо целого быка или проспать тридцать лет — это мелочь по карманам…
Теперь начинаются не очень патриотичные вещи. Слово «богатырь», которое должно быть вроде бы… русским, — пришлое. От тюркского «бааттар» или «бахадур». Смысл тот же — «сильный, смелый, лихой и храбрый воин». Попало к нам во времена ига окаянного, мунгало-татарского.
Может быть тогда «витязь»? Вот тут побарахтаться можно. Происхождение спорно и неясно. Как вариант — общеславянское, могло быть заимствованием из древнегерманских языков. От vikingr (викинг). Но и исконным словом может быть наших предков — производным от вить «добыча». В споры прошу не погружаться глубоко — истоптана полянка плотно, общего научного мнения не сформировано.
На горах, горах да на высоких,
На шоломя на окатистом,
Там стоял да тонкий бел шатер.
Во шатре-то удаленьки добры молодцы...
Стерегли-берегли они красен Киев-град.
Это самый главный и почитаемый в эпосе функционал богатырский. Им и займемся, проверять будем. Действительно, для несения пограничной службы в Степи князь Владимир Святославич набирал «охочих людей» из северных земель Руси:
«Начал ставить города по Десне и по Осетру, по Трубежу и по Суле, и по Стугне, и начал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, потому что была рать от печенегов».
Сколько таких «застав» могло быть, какова общая численность «погранцов» была — неизвестно. Потому что укрепленные линии из городищ-крепостиц, валов, рвов и засек протянулись на сотни километров. С трудом припоминается такое фортификационное строительство в Средневековье, после античных рубежных линий Римской Империи. Сменяемые гарнизоны набирались по всей Руси, можно говорить смело — борьба с печенегами превратилась в общенациональное дело. Именно поэтому (позже) возник в эпосе органичный и понятный простому люду — «богатырь из народа».
Локации.
Каждая защитная линия на южной границе имела свое стратегическое назначение. Пять рек — Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна — стали дополнительными рубежами. «Заставы» строились там, где было мало леса, прочих естественных препятствий для конного войска. А ведь степь доходила почти до самого Чернигова. Раньше печенеги стремительным изгоном могли за сутки-другие проникнуть вглубь земель Киевской Руси. Теперь же приходилось преодолевать (минимум) четыре укрепленных рубежа.
Первый — на реке Суле, привычный уже. Почти двести лет это была незримая граница Степи и славянских земель. В устье реки археологи нашли крепость с гаванью, явно для подвоза войск на случай осады. Называлось место — Воинь. Дальше по Суле размещалась целая цепочка укрепленных городков, примерно в 15-20 километрах друг от друга.
Если враг смог переправиться через Сулу и блокировать «заставы», неприятности ждали его по реке Трубеж. Здесь уже крепко стоял крупный город военного назначения — Переяславль. Взять его степняки не могли, оставалось только блокировать. Вроде бы… дороги на Киев и Чернигов открыты. Ан нет. Предстояло еще пробить или обойти оборонительные линии по Осетру и Десне.
Другой очевидный маршрут: подойти с левого берега Днепра прямо к Киеву. Но и тут изначально требовалось одолеть брод под Витечевым, потом — как-то переправиться через Стугну. Князь Владимир усеял ее берега «заставами-крепостицами». Археологи нашли интересное фортецию там, на высокой горе. Она защищала брод, построена в конце X века, окружена дубовыми стенами, имеет сигнальную башню на самой вершине.
«Стугнинская линия» обходила «великий бор», который окружал Киев с юга. Включала в себя крепкие «орешки» Триполь, Тумаш и Василев. Все они соединялись валами. За их спиной находился (с 991 г.) огромный по тем понятиям — город-лагерь Белгород.
По тем городищам и селищам, что раскопаны, — постоянными гарнизонами могли там стоять от двух … до четырех-пяти тысяч «богатырей» личного состава. Пусть «три» средне. Умозрительно, ничего не утверждаю. В любом случае — цифра серьезная. Если знать, что в «охочие люди» от сохи не попадешь, нужно быть действительно хорошим воином. С не очень обильной демографией в те времена. Большое дело князь затеял. Вот его будем разбирать, богатырей искать из былин.
Ничего не найдем,
к сожалению. Именно во времена Владимира-князя. Нет источников, летописных либо фольклорных о славных героях-богатырях. Они, по утверждению филологов, ориентирующиеся в эпохах — как в собственном кармане… явление куда как более позднее. Установлено: в народном эпосе «богатырства» существует обратная историческая перспектива. События XIII-XVI веков — перенесены на Х век. Во времена самого известного князя — Владимира Красно Солнышко. Так и есть. Слово «застава» впервые находится в источниках только в XVII веке.
Из былинного богатырства в русской летописи можно найти только пару эпизодов. Когда Нестор в «Повести временных лет» явно пользуется народным эпосом, а не реалиями историческими. Первое — байка о юноше, задавившем печенежского поединщика голыми руками (992 г.) Второе известие — о знаменитом «белгородском киселе» (997 г.). Когда хитрые горожане обманули тех же печенегов, сварив этот напиток. Разлили по бадьям двух колодцев. Пригласили потом ханского представителя на переговоры, всячески хвалились: их кормит сама земля, осаду выдержат любую. «Глюпие кочевники» поверили. Без комментариев…
С первым эпизодом понятно — это творчески обработанный библейский сюжет, когда небольшого росточка вьюнош (Давид) поражает огромного великана (Голиаф). Писано с колоритом славянским — явно с использованием сказок о борьбе Никиты Кожемяки с чудовищным змеем. Даже в этом эпизоде ясно, что богатырей у Владимира Святославича — нет. Договорившись с печенежским ханом о единоборстве двух лучших воинов (если русский победит — три года войны не будет), возвращается в лагерь и бросает клич:
«Нетуть-ли такого мужа, иже бы ся ял с печенежанином братися? … и не обретеся никдеже. И заутра приехаша печенезе, а свой муж приведоша, и наших не бысть»
Только невероятный случай позволил найти среди «богатырей русских» невзрачного отрока, который был способен вырвать кусок мяса со шкурой у разъяренного быка. Он и задавил наутро печенега-ратоборца, роста и статей невероятных. С киселем тоже ясен день. Это античные легенды (Геродот об осажденном Милете) и бродячие расхожие сюжеты бардов: о хитрых горожанах, обманывающих противника обилием еды и питья.
А что же богатыри князя светлого Владимира? Их нет в летописи. Только «верная дружина» и лишенный каких-либо героических черт дядька-воевода (и родственник) Добрыня. Всё…
Эпичность и героику богатырей князя Владимира накрутили талантливо (не спорю) позднейшие летописцы, которые взяли в творческую обработку народный эпос восточных и западных славян, густо заквасив его библейскими мотивами. Например, Никоновская летопись XVI века впихнула в печенежские сообщения «Повести временных лет» своих «богатырей» — Яна Усмошвеца, Александра Поповича и Рагдая Удалого.
Богатырь Усмошвец — этот тот самый отрок, удавивший печенега. Но повзрослевший. Попович и Рагдай — калька с двух телохранителей царя Давида. Удалой, который «яко наезжаше сей на триста воин», вполне повторяет подвиг иудея Авессы, «убившего копьем своим триста человек». Даже число телохранителей царя Давида («сильных») совпадает с богатырской дружиной князя Владимира. Тех и других было — ровнехонько 37.
Последние богатыри
на Руси — это Евпатий Коловрат и иноки Пересвет с Ослябей, несомненно. О подвиге рязанского боярина и воеводы известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». Все признаки былинности присутствуют. Неизвестно, был ли он тем человеком, который описан в литературном памятнике… Но прототип(ы) обязаны были присутствовать.
Тоже самое касается богатырей Александра Пересвета и Родиона (в иночестве — Андрей) Ослабли. Пересвет перед двумя армиями сразил знаменитого монгольского поединщика Челубея. Ослябля не только героически сражался против татар, но и выжил (по одной из версий). Был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года. Полу— мифические персонажи, но прототипы явно были, вполне даже может быть и под такими именами.
Выводы
пора делать. Увы, былинное время богатырей времен Красна Солнышка — не подтверждено ничем. Что они существовали — нет никакого сомнения. Во все времена, при каждом князе, и не в единственном числе. Много чего героического, даже эпического насвершали. Коль крепко запомнились придирчивому простому народу. В очень хорошем и качественном изложении доехали на своих богатырских конях — до наших многочисленных томиков со сказками и былинами. Зачитанными до дыр, как у аффтора, к примеру. Ничуть не стесняюсь… Поучительно, интересно, красиво всё там.