Дворянская усадьба конца 19 в. Красота, которую не сберегли.
Я с грустью вспоминаю это место. Чудовищная участь не миновала и это поместье. Несмотря на то, что о усадьбе регулярно писали в СМИ, постройки усадьбы пребывают в полузаброшенном состоянии и разрушаются. Здесь требуется срочная реставрация.
Стоя на смотровой площадке сложно не заметить масштаб былой роскоши, размеры поместья впечатляют. Грандиозный замысел владельцев и архитектора. Величественные стены пытаются еще бороться со временем. Даже в таком умирающем состоянии имение выглядит загадочно и таинственно. Смотрю на руины, потом закрываю глаза и … представляю жизнь в этой усадьбе. Размах, роскошь и красота, театр, музыка, смех.
Усадьба, в состав которой входят 20 памятников культурного наследия
200 км от Москвы.
Строительство 1884 -1906
Архитектор Петр Бойцов
Эклектика. Сочетание разных стилей
Суда я приехала ради главного дома, который нуочень напоминает замок.
Расположен в центре усадьбы. Ассиметричная архитектурная композиция включает две постройки, которые отличаются по форме и времени построения.
Левое крыло похоже на старинный французский замок (в неоготическом стиле и стиле раннего Ренессанса), правое крыло представляет собой корпус из четырех этажей с башней в шотландском стиле.
Здесь двухэтажная постройка с одной трёхъярусной и другой круглой башнями. Круглая башня венчает также фасад южного четырёхэтажного крыла.
На фасаде еще можно разглядеть геральдическая лилия рода Храповицких.
В замке было более 80 комнат (помещений, гостиные и жилых комнаты), и каждая из них была отделана по-особому. Были комнаты зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая…
Роскошная отделка внутри. Полы из наборного паркета, расписные и резные деревянные потолки, стены и двери из полированного дерева. Роспись потолка декоративная живопись, огромна коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов.
Комнаты замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля. были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном.
В едином стиле возвели прилегающие к дому постройки и сооружения. Вокруг главного дома был разбит французский сад с растениями со всего света. Аллеи с диковинными деревьями и замысловатые каскады прудов стали подлинным произведением садово-паркового искусства. Перед главным домом был устроен каскад прудов, конный двор, охотничий домик, не сохранившийся ныне дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня.
На территории усадьбы размещались церковь в псевдорусском стиле, многочисленные служебные постройки, театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра, музыкальная школа для одарённых детей-сирот
Для своего времени усадьба была максимально крутой-модной. Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башен, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция. Считай «умный дом» того времени.
Конюшни.
Если не знать предназначение этого здания, то кажется,что это тоже замок. Ходит легенда, что Храповицкий, посетив однажды один роскошный замок в европе , поспорил с владельцем, что в России тоже могут быть замки и он сможет построить такой же. Через несколько лет евпропейский знакомый, приехал в усадьбу Храповицкого , был восхищен увидев,настолько это было похоже на его собственный особняк. Храповицкий ответил: «Ну что Вы, здесь живут мои лошади, давайте пройдем, наконец, в мой замок!».
Проходя территорию усадьбы, мне показалось будто в некоторые части обитаеамы. Оказывается, не показалось. В некоторых сохранившизся постройка усадьбы действительно живут люди. Их заселили во времена советской власти, когда архитектурный комплекс был национализирован и перестал представлять историческую ценность для новой власти, да так до сих пор и живут — как бы нет основания для их выселения.
Церковь
Недалеко от главного дома была выстроена усадебная церковь. Храм Святой мученицы Александры Римской. При строительстве церкви, спроектированной в неорусском стиле, долго копившееся недовольство друг другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором.
В 1922 году в храме произвели Акт изъятия церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья».
С 1924 храм использовался под клуб, где проводили спектакли. А в 1937 году его превращают в склад горюче-смазочных материалов («совхозную заправку»), растаскивают последнюю уцелевшую мебель, двери, рамы. Стены и пол пропитались бензином и техническими маслами. Стены церкви украшали замысловатые крылечки, но они были сбиты при советской власти. Храм использовался как склад, а крылечки мешали подъезду грузовиков.
С 1996 силами жителей поселка и учащимися Муромцевского лесхозтехникума помещение было очищено от мусора, и проведена начальная консервация здания. Началось восстановление храма.
Это единственное сооружение на территории когда-то процветающего имения, которое используется по его прямому назначению, и поддерживается в относительно нормальном состоянии. Прихожани, после советского периода, самостоятельно проводили в порядок здание и внутренее убранство на свои средства. Нужно видеть с какой горечью служители рассказывают о том, что творилось внутри в советский период, как сложно было привести в порядок, очистить от пятен горючего и бензина. Местные жители и прихожане готовы на свои средства отреставрировать внешний облик, но собственник не дает разрешение.
Судьба Усадьбы
В 1918 году имение было национализировано.
В 1920 году после эмиграции владельца , усадьба подверглась расхищению и осквернению, был вывезен целый вагон ценностей
В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт,
Пожар 1959 года уничтожил одно из самых красивых зданий — усадебный театр .
В течение 56 лет, пока лесхозтехникум располагался во дворце, имение продолжали расхищать и перестраивать. В 1970-х годах готовилась реконструкция замка. Были подготовлены чертежи и инженерные документы. Но проект не был осуществлён.
Переезд техникума в 1977 году в новое здание решил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться.
Два пожара в замке привели к тому, что от внутреннего убранства ничего не осталось.
В мае 2014 года усадьба была передана в оперативное управление Владимиро-Суздальский музей-заповедник,началось составление проекта реконструкции.
В 2016 году создан Судогский филиал Владимиро Суздальского музея-заповедника, куда вошли некоторые архитектурные объекты усадьбы Храповицких: главный дом усадьбы, конный и скотный дворы, лодочный и музыкальный павильоны.
Судьба Храповицких.
В 1917 году они спешно эмигрировали во Францию.
Могила предводителя дворянства и одного из богатейших промышленников Владимира Семеновича Храповицкого была найдена в Висбадене, на территории старинного русского кладбища, спустя много лет.
Его жена Елизавета Ивановна Храповицкая, уехав из России, доживала свой век в нищете .
Храповицкий, добровольно передал свою усадьбу государству, пытаясь сохранить имение. Уезжая, он написал очерк о своём имении, которое завершил словами:
«Вот таковым было моё поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники — Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень — всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит её славе и процветанию во благо будущего Отечества.
Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь:
— ПРОЩАЙТЕ!»