Впервые о спиритизме заговорил еще в 1760 году англичанин Джордж Литтлтон в своей книге «Контакты с другой стороной». Но по-настоящему практика стала популярной в США и в Великобритании только в середине XIX века. Даже президент Авраам Линкольн и первая леди США Мэри Тодд Линкольн проводили спиритические сеансы после смерти сына.
А в России первой поклонницей спиритизма в императорской семье стала Александра Иосифовна, супруга великого князя Константина Николаевича.
Николая Второй и царская семья тоже одно время увлекались этой забавой.
В 1853 году фрейлина жены наследника Марии Александровны Анна Тютчева с раздражением писала в дневнике о спиритических сеансах как о забаве «после чая»: каждый вечер перед сном окружение цесаревича «допрашивало» столы и шляпы.
К третьему сеансу Анну Тютчеву не допустили, но бледность и нервность императрицы после него глубоко потрясли фрейлину. Со слов государыни она записала:
«Стол вдруг поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна «Боже, царя храни!». Слышны были удары стучащего духа: три раза для «да», один раз для «нет», пять раз для букв алфавита. Все присутствующие, даже скептики Горчаков и Владимир Бобринский, чувствовали прикосновение таинственных рук и видели, как они быстро перебегали под скатертью. Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся. Ливен утверждает, что прикосновение их — нечто среднее между материальным прикосновением и легким ударом электрического тока».
В 19 веке в Англии, спиритические сеансы были чрезвычайно популярны, а стать участником такого мероприятия хотели все, от ведущих политиков до писателей и религиозных деятелей. Частым гостем сеансов был сэр Артур Конан Дойл. Он был не только писатель, подаривший миру скептика и материалиста — Шерлока Холмса, но и ведущим адептов спиритизма. В начале своей карьеры он просто был наблюдателем, а к концу жизни регулярно вызывал духов. Также написал несколько книг, одна из которых называется— «Истории спиритизма» (The History of Spiritualism).
Но как и те, кто верят, есть те, кто не верят - скептики. Друг сэра Конана Дойла Гарри Гудини был одним из них. Он был великим иллюзионистом и любил раскрывать шарлатанов. Сэр Артур, желая доказать другу реальность спиритизма, пригласил его на сеанс к себе домой, где была вызвана мать Гудини. Гарри был потрясен и полностью обезоружен. Конан Дойл не сомневался в своей победе над скептицизмом друга. А Гудини через несколько дней взял и опубликовал в газете New York Sun заявление, в котором утверждал, что за 25 лет своей профессиональной деятельности не нашел никаких доказательств истинности спиритических явлений. Ну а потом на протяжение нескольких лет поймал на мошенничестве нескольких медиумов, которые были друзьями автора детективов. После этого дружба писателя и иллюзиониста закончилась.
(С) Ангелина Бржевская