Найти тему
АРТ ИСТОРИИ

Почему «‎Черный квадрат»‎ это искусство? Простое объяснение

Оглавление

Наверняка, вы хоть раз испытывали если не недоумение, то хотя бы легкое замешательство при виде картины под названием "Черный квадрат". Его автор, Казимир Малевич, создал еще много похожих полотен с разными геометрическими фигурами, но иконой супрематизма стал именно простой однотонный квадрат. Почему же так произошло, что хорошего в этом произведении искусства? Начнем по порядку.

Казимир Малевич, "Черный квадрат"
Казимир Малевич, "Черный квадрат"

Я тоже так могу, и даже мой ребенок!

Да, действительно, с технической стороны такую картину нарисовать намного проще, чем, например, проработанный морской пейзаж Айвазовского, размером 3х4 метра.

Согласно данным последних анализов картины – Малевич смешивал несколько не черных красок для получения нужного оттенка. Еще он добавлял мел, чтобы избежать блеска масляных красок. Однако всё это не убеждает нас, что нарисовать такую картину – сложное дело!

Но ответ кроется не в технологии её создания.

Малевич создал принципиально новый язык живописи. Если до него он был хоть сколько-то предметным (то есть на картинах изображали те или иные объекты, пусть они и не узнавались сразу, как у кубистов), то сейчас – достиг полного "дзена".

-2

Супрематизм – художественное направление, придуманное самим Малевичем, даже называется "наивысшим" (от лат. supremus – высший, высочайший). Оно было популярно недолго, около 15 лет в начале ХХ века, но дало огромный толчок всему последующему авангардному искусству.

Но ведь это не красиво?

Как посмотреть. Для нас привычно называть красивым хорошо знакомое нам – пейзажи, портреты или натюрморты. Но в красоте простой черной фигуры (края "квадрата", кстати, не совсем параллельны) тоже можно найти гармонию и красоту. В нем нет ничего лишнего. Он не заставляет нас думать о героях, сопереживать кому-то. Его можно рассматривать, а можно не рассматривать. Он не про "историю", а про "космос".

Интересно, что Малевич придумал слово "невесомость". Под невесомостью он понимал совершенство прогресса, реализованное в поднятом в воздух аэроплане. Позже слово закрепилось в несколько ином смысле, уже в эпоху освоения космоса.
-3

Итак, мы выяснили, что суть "черного квадрата" – не рассказывать историю, а стать новым языком, на котором еще никто ничего не рассказывал.

Проблемы философии и философского познания также сильно интересовали Малевича. Он был знаком со многими видными мыслителями своего времени и их идеями, что тоже, очевидно, оказало влияние на его творческий стиль.

-4

Но с чего все началось?

Предпосылки авангарда можно заметить еще в XIX веке. С нарастающим техническим прогрессом приходила и уверенность в том, что дальше – больше. Люди мечтали о прекрасном будущем, в котором все будет автоматизированно, машины станут умнее, а люди получат возможность жить счастливой идеальной жизнью.

Для нового времени требовался новый язык. Живопись уже пробовала экспериментировать – импрессионисты и постимпрессионисты начали этот сдвиг в понимании искусства, а кубисты и абстракционисты продолжили. Их картины тоже были беспредметными, но скорее обращались к нашим чувствам, а не к разуму, что сделал как раз Малевич.

Первая абстрактная картина (акварель), Василий Кандинский, 1910
Первая абстрактная картина (акварель), Василий Кандинский, 1910

Однако, "Черный квадрат" неспроста называют иконой беспредметной живописи! В 1915 году Казимир Малевич выставил серию своих супрематических работ на выставке под названием 0.10. На самом видном месте, в так называемом красном углу (где в русских избах традиционно вешали иконы) художник и разместил "Черный квадрат"! Таким образом он подчеркнул, что эта работа имеет для него наибольшую ценность.

выставка "0.10"
выставка "0.10"

И что, этот квадрат уникален?

На самом деле не совсем :) Малевич создал несколько копий знаменитой картины. Две из них предназначались для художественных выставок, а история последней загадочна – в 1993 г. некий человек принес её в самарский банк в счет залога за кредит. Позже картина осталась невостребованной и перешла в собственность банка, откуда была выкуплена и передана в Государственный Эрмитаж.

Две другие копии хранятся в Третьяковской галерее, и одна – в Русском музее в Санкт-Петербурге.

-7

Так что же, стоит ли рисовать копию "Черного квадрата" в надежде продать её за баснословные деньги? Навряд ли. Но делать то, что делал Малевич – совершать открытия, опережающие время, – определенно стоит!

Читайте также:
Тест: что нарисовано на картинах кубистов?
Кто такие передвижники? Картины из школьных учебников

💎 Подпишись, чтобы не пропустить интересные новости 👍
Пиши в комментариях, о чем ещё хотелось бы прочитать ✨