Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым.
Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают.
Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, но не ждет ответа, а начинает заниматься другими делами, которые тоже быстро бросает.
Все это происходит за небольшие промежутки времени. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких человек, поэтому таких детей называют гиперактивными.
СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности ) — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышают норму, встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).
Далее кризис трех лет, который и при нормальном развитии является для ребенка особенным. Основные проблемы этого периода: наряду с возрастанием самостоятельности и активности растут негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личности, происходит выделение своего «Я».
Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью.
Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной систем гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Следует иметь в виду, что ребенок не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что в последствии может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.
Родители заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к специалисту, так как иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.
Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
- Гиперактивность без дефицита внимания;
- Дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, «витают в облаках»);
- Дефицит внимания с гиперактивностью.
Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Проявление СДВГ
Невнимательность:
- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);
- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
- испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
- избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- постоянно все забывает.
Гиперактивность:
- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
- часто бывает болтливым.
Импульсивность:
- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;
- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
- проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний.
Иногда имеются и другие дополнительные признаки:
- нарушение мелкой моторики (трудности с завязыванием шнурков, в пользовании ножницами, раскрашивании, письме, рисовании);
- нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках);
- нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом);
- затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми – гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.
Причины возникновения СДВГ
Примерно в половине случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:
- внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности;
- стрессы во время беременности;
- недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);
- преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.
В качестве психолога, которому приходилось встречаться с такими особенными детками, могу дать следующие рекомендации, которые действительно облегчат ваше взаимодействие:
- уменьшайте рабочую нагрузку ребенка, не допускайте переутомления;
- соблюдайте режим дня, питания, отдыха;
- ограничьте просмотр телевизионных передач и длительных занятий с гаджетами (чем больше времени он с ними проведет, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить);
- давайте короткие, четкие инструкции(четко, ясно, кратко и наглядно, не более 10 слов);
- используйте зрительный и тактильный контакт;
- хвалите чаще(особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу);
- изменяйте вид деятельности, делайте перерывы, давайте возможность подвигаться;
- создавайте ситуацию успеха;
- не навязывайте ребенку жестких правил - ваши указания должны быть указаниями, а не приказами;
- общайтесь спокойным тоном.
Эти несложные правила будут полезны даже для воспитания самых обычных активных деток, которых сейчас очень много!
Поэтому не торопитесь любого подвижного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, а порой становится упрямым и непослушным, – это не значит, что он гиперактивен.
Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды, праздники, гости и другие «мероприятия».
И напоследок стоит отметить, что лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.
Делитесь, кто с таким сталкивался?
Если было полезно, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!