Найти тему
ИНСАЙТ

Как помочь гиперактивному ребенку и на что стоит обязательно обратить внимание?

Оглавление
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым.

Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, ча­сто спотыкаются и падают.

Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, но не ждет ответа, а начи­нает заниматься другими делами, которые тоже быстро бросает.

Все это происходит за небольшие промежутки времени. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хва­тит на нескольких человек, поэтому таких детей называют гиперактивными.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com
СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности ) — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышают норму, встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Далее кризис трех лет, который и при нормальном развитии явля­ется для ребенка особенным. Основные проблемы этого периода: наряду с возрастанием самостоятельности и активности растут негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личности, происходит выделение своего «Я».

Поэтому зачастую в 3-4 года родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу, и лишь когда воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выпол­нить задание, это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью нервной систем гиперак­тивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Следует иметь в виду, что ребенок не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что в последствии может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Родители заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к специалисту, так как иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от пре­обладающих признаков:

  1. Гиперактивность без дефицита внимания;
  2. Дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, «витают в облаках»);
  3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, наруше­ния сна.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Проявление СДВГ

Невнимательность:

  • ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);
  • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
  • не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
  • испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
  • избегает заданий, которые требуют длительного умствен­ного напряжения;
  • часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • постоянно все забывает.
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Гиперактивность:

  • ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
  • не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
  • двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, караб­кается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
  • часто бывает болтливым.
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Импульсивность:

  • ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
  • с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуа­ции и обстановки;
  • обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
  • проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетво­рения своих желаний.

Иногда имеются и другие дополнительные признаки:

  • нарушение мелкой моторики (трудности с завязыванием шнурков, в поль­зовании ножницами, раскрашивании, письме, рисовании);
  • нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках);
  • нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом);
  • затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми – гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причины возникновения СДВГ

Примерно в половине случаев ведущую роль в возникно­вении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беремен­ности;
  • стрессы во время беременности;
  • недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпи­мость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

В качестве психолога, которому приходилось встречаться с такими особенными детками, могу дать следующие рекомендации, которые действительно облегчат ваше взаимодействие:

  • уменьшайте рабочую нагрузку ребенка, не допускайте переутомления;
  • соблюдайте режим дня, питания, отдыха;
  • огра­ничьте просмотр телевизионных передач и длительных занятий с гаджетами (чем больше времени он с ними проведет, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить);
  • давайте короткие, четкие инструкции(четко, ясно, кратко и наглядно, не более 10 слов);
  • используйте зрительный и тактильный контакт;
  • хвалите чаще(особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу);
  • изменяйте вид деятельности, делайте перерывы, давайте возможность подвигаться;
  • создавайте ситуацию успеха;
  • не навязывайте ребенку жестких правил - ваши указания должны быть указаниями, а не приказами;
  • общайтесь спокойным тоном.

Эти несложные правила будут полезны даже для воспитания самых обычных активных деток, которых сейчас очень много!

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Поэтому не торопитесь любого подвижного ребенка относить к катего­рии гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, а порой становится упрямым и непослушным, – это не значит, что он гиперактивен.

Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и дли­тельные переезды, праздники, гости и другие «мероприятия».

И напоследок стоит отметить, что лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть вклю­чать как медикаментозную терапию, так и психологиче­скую коррекцию. В идеальном варианте ребенок дол­жен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Делитесь, кто с таким сталкивался?

Если было полезно, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!