Найти тему
Учитель на Дистанте

Четырнадцатое декабря. И выпал снег...

Выпал снег. Выпал. Пока очень робкий. Знаете, ребята, мне кажется, что вся эта ковидно-дистанционная история началась с примитивной вещи - с отсутствия снега прошлой зимой.

Я встаю сейчас среди ночи, подхожу к окну, смотрю на мягкий зимний свет и думаю о том, что пусть падает... пусть падает снег....

Сегодня у нас в меню был Лермонтов. Женские образы. Я говорила с вами и подумалось мне, что все женщины в "Герое нашего времени" совершенно не случайны. Вы думаете, что это просто сюжетные повороты, но на самом деле каждая женщина в жизни Печорина - это не просто веха его жизни, но и одна из черт его сложной личности.

БЭЛЛА

Олицетворение необузданной страстности натуры Печорина. Его холодного эгоизма.

Бэлла. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Бэлла. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Бэлла для Печорина - вызов. Это дикая и необузданная часть его природы. Жестокая, звероподобная. Его воинствующее "хочу". Разбитая жизнь не имеет значения. И даже угрызения совести, которые он пытается демонстрировать, не более чем иллюстрация. Печорин практически не скрывает облегчения, когда узнает о трагической гибели своей дикой возлюбленной.

КНЯЖНА МЭРИ

Единственная женщина в галерее женских образов, которая имеет титул и звучное заморское имя. Не Мария, не Мари, а Мэри. Гордая, независимая, холодная, далёкая.... она тоже растоптана стихийной и беспринципной природой Печорина.

Княжна Мэри. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Княжна Мэри. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Княжна Мэри олицетворяет светскую сущность Печорина, его лоск, образование, ум. Княжна Мэри - это статусная страсть. В каком-то смысле она тоже сложная добыча. Более того, наивная дикарка Бэлла была и проще, и доступнее. Далекая и холодная княжна Печорину ровня. Она из того же мира. Но и она пала жертвой беспринципности главного героя. И в этом светском анутраже холодная подлость Печорина становится рельефнее и отвратительнее.

УНДИНА

Ундина - это авантюрная сторона натуры героя. Его романтическая составляющая.

Ундина. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Ундина. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Ундина - дитя моря. Она соткана из соленых брызг и голоса чаек. Она непредсказуема, свободолюбива, переменчива и бездумна. Рядом с ней Печорин обретает небывалую свободу, но понимает, что с этой свободой не способен совладать. Печорин стихиен, как и она. Он способен на большие и даже великие поступки, но, загнанный в оковы собственной порочной природы, он понимает, что эту глубину ему никогда не осилить. И уже по сложившейся манере всё, что ему по той или иной причине недоступно , он предпочитает уничтожать.

ВЕРА

У нее даже имя символично. Вера - это единственная женщина, которую Печорин по-настоящему любит. Так, как умеет. На максимуме своих возможностей.

Вера. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Вера. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Вера знакома ему с детства. И этот факт её биографии не случаен. Вера - олицетворение века невинности. Того прекрасного и светлого, что изначально заложено в каждого человека, и Печорин не исключение. Вера - это нежность и воспоминания. Вера - это подлинность и, одновременно с этим, робкая надежда на возрождение, на воскресение. Если бы в Печорине не было черт, которые любила Вера, то русская литература пополнилась бы еще одним мерзавцем из разряда множества других: Смердякова, Верховенского, Свидригайлова. Но Вера незримо делает Печорина выше и чище. Она придет его образу объем и необходимую каждому живому человеку сложность. Благодаря Вере мы оказываемся перед человеком, который вроде бы должен был вызывать отвращение и возмущение, но по сути нам его жаль. Нам жаль его даже больше, чем его несчастных и невинных жертв, потому что он утратил что-то очень важное, что-то смыслообразующее. И только образ детства - образ Веры - последняя надежда на воскрешение и возрождение заблудшей души.

Вот, что я хотела вам сегодня объяснить, дорогие мои. Но не уверена, что вы поняли меня. С годами мне всё труднее объяснять какие-то вещи. Потому что ментальная пропасть между поколениями растет с чудовищной быстротой. И всё-таки я хочу верить, что там, за границами черных квадратиков с вашими фамилиями, там я угадала тонкое тепло ваших юных душ. И даже если вы запомните только 20% из того, что вам рассказывает ваша странная учительница - это будет уже прекрасно.