1,4K подписчиков

Интересные факты из истории Академии русского балета им. Вагановой. Ч. 1

987 прочитали

Этим летом я в очередной раз побывала в Санкт-Петербурге. Понимая, что посмотреть какой-нибудь балет по ряду причин в эти дни не получится, я философски спокойно наслаждалась другими примечательными местами города, его пригородов и Ленинградской области.

Как-то во время одной из прогулок я иду и вдруг... да ничего особенного, просто перед глазами внезапно возникло хорошо знакомое по передачам о балете желтое здание. Я случайно вышла на улицу Зодчего Росси (бывшая Театральная)! К старейшей кузнице балетных кадров - Академии русского балета имени Вагановой. Судьба сама меня вынесла хоть куда-нибудь, да к балету.

Фото автора
Фото автора

Был жаркий августовский полдень. Никто в академию не входил и не выходил. Осмотрев здание, я пошла дальше в сторону Александринского театра, попутно решив, что хоть экскурсий в Академию не бывает (виртуальные есть), но про нее я и дома почитаю и что-нибудь там интересное найду.

Главное - осуществить, и не очень важно рано или поздно. Вспомнила я об этой встрече и намерении только сейчас, зимой. И довольно быстро скудость текстов о "вагановке" в Интернете (включая даже ее сайт) стала смущать. Кажется, что и интересного там ничего не происходило, или у авторов нет было желания писать интересно. Может, все же что-то было, но глубоко спрятано? Нырнем?

Инициатор - француз

Инициатором создания первой в России профессиональной танцевальной школы был… француз, танцовщик и балетмейстер Жан Батист Ланде.

Ж. Б. Ланде. Яндекс-картинки.
Ж. Б. Ланде. Яндекс-картинки.

Любопытно, что он легко понял, что дворяне профессионально танцевать не мотивированы, и ходатайствовал, чтобы разрешили ему создать школу для обучения балету именно простолюдинов. Способствовал созданию такого социального лифта. 4 мая 1738 г. школа открылась. Роль царствовавшей тогда Анны Иоанновны была чисто технической… она согласилась, подписала и не мешала, скажем так. Это тоже неплохо. Умиляют меня современные монархические обороты типа «основала ее императрица Анна Иоанновна».

Изменения 1-й половины XIX в.

Не сразу, а только в 1809 г. были введены приемные испытания. И только в этом же году школа стала делится на, по-современному говоря, профильное и непрофильное отделения. В непрофильные отсеивались ученики, не очень способные к танцам, но более способные к другим жанрам театрального искусства, а то и к работе «техническим персоналом» в театре. В общем, танцевальная школа расширилась до целого многопрофильного театрального училища. А начиналось все с балета!

В 1829 г. училище было разделено на мужскую и женскую половины, с отдельными помещениями. Название училища было - императорское театральное училище. В нынешнее здание, построенное по проекту Карла Ивановича Росси, оно въехало в 1836 г.

Быт и нравы

Вот это-то как раз полноценно охарактеризовать трудно по имеющимся источникам, но сделать зарисовки - можно.

Учившийся в 1840-е гг. Тимофей Стуколкин описывает режим дня примерно так. Уроки («классы») с – 8 до 17 ч. с перерывом на обед (в 14 ч.). Причем с 10 до 13 ч. (3 часа) были то танцы, то музыка, то драматическое искусство. В отдельные дни вместо уроков были репетиции примерно с 12 ч. В большинство вечеров - участие в спектаклях как школьного театра, так и Большого (каменного) театра.

В учебном театре училища. Мало стульев. Копия фото - автора
В учебном театре училища. Мало стульев. Копия фото - автора

В конце 30-х – начале 40-х училище стало местом ежедневного 3-часового тренажа знаменитой итальянской балерины Марии Тальони. В связи с этим писательница А. Я. Панаева рассказывала забавную историю, как ученицы

после танцев окружали Тальони и, придавая своему голосу умиленное выражение, говорили ей: «Какая ты рожа! какая ты сморщенная»!
Тальони, воображая, что они говорят ей комплименты, кивала им с улыбкой головой и отвечала:
— Merci, mes enfants!

Ну что поделать, чрезмерная худоба и плохая кожа были у вечно трудящейся главной балерины романтического балета!

Мария Тальони. "Яндекс-картинки".
Мария Тальони. "Яндекс-картинки".

В театре царь - Петипа, а в училище - Иогансон

Во второй половине XIX века этот тезис ни у кого не вызывал сомнений. Француз Мариус Петипа и швед Христиан Иогансон творили во славу русского балета каждый на своем поприще - первый в театре, второй - в училище. В училище они и соприкасались - связь его с театром была тесной.

Фото автора
Фото автора

Иогансона признают передовым педагогом своего времени.

Христиан Петрович Иогансон. "Яндекс-картинки"
Христиан Петрович Иогансон. "Яндекс-картинки"

Он прославился индивидуальным подходом. Именно Иогансон велел не трогать естественную грацию косолапившей Тамары Карсавиной, ибо это – индивидуальность. Даже невыворотность Анны Павловой – достоинство, считал он. Комбинации на его уроках были разнообразными, так что один целый урок даже никогда не повторялся. Мариус Петипа ходил с записной книжкой посмотреть его класс чтобы понабраться хореографических идей. Ибо богата была фантазия Иогансона!

Ученица Петербургского театрального училища Тамара Карсавина в форменной одежде. Копия фото - автора.
Ученица Петербургского театрального училища Тамара Карсавина в форменной одежде. Копия фото - автора.

Христиан Петрович Иогансон с артистками балета. Справа внизу - А. Я. Ваганова. Копия фото - автора.
Христиан Петрович Иогансон с артистками балета. Справа внизу - А. Я. Ваганова. Копия фото - автора.

Конец века

В 1890-е гг. в училище были небольшие перемены, отголоски которых так или иначе отразились на современном балете.

Молодой артист балета Владимир Иванович Степанов придумал собственную, нотную систему записи танца и с 1892 г. стал преподавать этот предмет в училище. В 1896 г. он преждевременно скончался, но записи балетов, сделанные его учеником Николаем Сергеевым с помощниками сохранились до наших дней… правда, в результате эмиграций – в США, а библиотеке Гарвардского университета. Они использовались и используются балетмейстерами XXI века для исторических реконструкций балетов. Особенно преуспел в этом сложнейшем деле Сергей Вихарев, жизнь которого, к сожалению, оборвалась столь же внезапно, как и у самого Степанова.

С 1893 г. в императорских театрах по контракту стала работать ярко попавшая в историю итальянская балерина-виртуозка Пьерина Леньяни. Первая Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" М. Петипа и Л. Иванова, первая (с большой долей вероятности) исполнительница 32 фуэте. Ее успехи привели к открытию специального класса, обучавшего по итальянской системе. Возглавил его другой виртуоз, итальянский танцовщик Энрико Чеккетти. На него Петипа была поставлена сложная партия Голубой птицы в "Спящей красавице".

Э. Чеккетти - Голубая птица и В. Никитина - принцесса Флорина. Довольно непохожий на современный у него был костюм, да? "Яндекс-картинки".
Э. Чеккетти - Голубая птица и В. Никитина - принцесса Флорина. Довольно непохожий на современный у него был костюм, да? "Яндекс-картинки".

Анна Павлова, чья техника была не самой сильной, прошла у Чеккетти класс усовершенствования.

Павлова и Чеккетти. Это вдохновило Дж. Ноймайера на хореографическую миниатюру, поставленную на У. Лопаткину.
Павлова и Чеккетти. Это вдохновило Дж. Ноймайера на хореографическую миниатюру, поставленную на У. Лопаткину.

Это всё факты. Если вы хотите заглянуть в училище конца XIX - начала ХХ вв. в неком художественном преломлении, то рекомендую вам посмотреть фильм Эмиля Лотяну "Анна Павлова (1983). Обзор его я для вас уже сделала:

Фильм "Анна Павлова" (1983)

Революция, война...

В фильме "Анна Павлова" есть эпизод, в котором артисты балета по главе с Анной отказываются играть спектакль в знак протеста против Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. В реальности такого не было, но эта тема появилась в фильме вовсе не в результате фантазий Э. Лотяну. Основания были. В октябре 1905 г. балетная труппа императорских театров забастовала. Бастующие, среди которых были А. Павлова, Т. Карсавина, О. Преображенская, М. Фокин, С. Легат, И. Кшесинский выдвинули руководству список своих требований. Забастовок было несколько, и подробности их, к сожалению, неизвестны. Кроме одной. Артисты устроили митинг во дворе театрального училища. Распахнулись окна и форточки, учащиеся стали кричать им слова поддержки. Педагоги живо заперли все двери дабы пресечь воссоединение масс. На этом участие будущих артистов балета в первой русской революции и закончилось.

Первая мировая война повлияла на училище минимально – только тем, что в 1915 г. прекратились новые наборы.

Выпуск 1917 г.
Выпуск 1917 г.

Переходя к советскому периоду, я с ужасом поняла, что статья получается слишком большой и замучаются и читатели и я. Вот тебе и ничего интересного... на неглубокий взгляд. Поэтому поделим, история училища после 1917 г. будет во второй части.

Часть 2

Спасибо вам за внимание! Подписка, лайки, комментарии - все это очень приятно мне и полезно каналу.