Найти в Дзене
Закрытая книга

«Кто они, герои нашего времени...», или пару слов о людях, стране и людях, которые (не) нужны стране

Оглавление

Простите за очередной спонтанный пост. «Зима», температура болтается около нуля, а с неба валится подозрительная субстанция, которая совершенно точно уже не дождь, но также однозначно и не снег.

Самое время подумать о том, что стало со страной, в которой я живу. Что произошло? Почему величайшей добродетелью и главной характеристикой человека стало лицемерие и возможность «прихватизировать» что-то, не «спалившись» в процессе?
Ну как же так получилось, что за каких-то полсталет мы получили из страны, в которой люди верили в какое-никакое, а светлое будущее, где первыми запустили человека в космос и где молодёжь хотела стать космонавтами/инженерами/строителями... То, что имеем сейчас?

Нет, я не обвиняю никого конкретного. Более того, я даже не считаю нынешний морально-этический курс дном, ниже которого падать некуда.
Есть и хорошие вещи. Относительная свобода слова, например. Или какая-никакая, а терпимость к тем, кто «не такие, как все», будь это по болезни, инвалидности или половой ориентации.

Всё не так плохо. Просто грустно. Грустно от того, что я не увижу светлого будущего, грустно от того, что мы не полетим на Марс и грустно от того, что всё, что построили предки стремительно рассыпается, а нового на замену — нет. И не будет.

«Светлое» советское прошлое

Кто они, герои нашего времени?
Кто они, из какого теста слеплены?
Где они, здесь, там или тут?
Кто они, и по каким законам живут?

Борцы за свободу иль бойцы ради славы...
В каких жестоких условиях
Воспитаны их суровые нравы?

А началось всё, пожалуй, с СССР. Со страны, которую принято или безоговорочно хаять, или столь же безоговорочно восхвалять.
Что характерно — обе точки зрения имеют право на жизнь.

Всё дело в том, что Союз последовательно давал обещания народу и столь же последовательно клал большой такой болт с дюймовой резьбой на все эти обещания.
Обещали коммунизм к 1980 году. Потом обещали, что «будущее поколение будет жить при коммунизме». Затем — что он просто будет. Когда-нибудь. Потом.
Обещали советского человека на Луне. На Марсе. На Луну попали американцы, Марса мы так и не увидели благодаря Горбачеву (хотя планы были).
Обещали построить «материальную базу социализма». Вместо этого по мере роста населения сначала появились очереди, затем очереди удлинились, а ещё чуть погодя и вовсе начались перебои в поставках.
Достойный уровень жизни —
и не обещали вовсе.

Да, всё это можно обосновать. Война, потом Хрущёв, потом «Брежневская» стабилизация (т.н. «застой»), Катастройка... Но кого это волновало? Тем более — когда на Западе всё было, именно американцы и на Луне побывали, и вообще...
В таких условиях народный энтузиазм на вере в светлое будущее имеет свойство кончаться.
Последней каплей, наверное, был БАМ.

Давным-давно я как-то строил БАМ. Если кто из старых комсомольцев помнит - это такая железная дорога. Проходит она по местам, никому не нужным, но проходит - от этого уже никуда не денешься.

Мне иногда приходится слышать, что дорога эта совершенно была не нужна и вообще - зря народные деньги туда впалили. Я в корне с этим не согласен. Деньги, родные мои, все одно бы [украли]. Ну, или построили бы на них авианесущий крейсер, который бы либо затонул, либо достался бы после развала СССР другой, и не факт, что дружественной, стране.
Это сейчас, в период военного капитализма, нам якобы отчетливо видно, что все тогда было неправильно. Ну, так с берега завсегда заметно, что на корабле все кверху [задом], и он не туда идет. А посади тебя на палубу - вот ты уже мнение и поменял. А дай тебе штурвал в руки - вот ты уже и пуп земли и знаешь, что делаешь. А капитанскую кепку не пробовали примерять? [Болтать] все горазды... Задним числом.
Так вот - [ни разу] это не ошибка. Это символ. Это ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА ушедшей в историю советской эпохи. Это - одно из чудес света. И не важно, что через [едино место] запланировано.
- Леонид Ильич, а давайте вот тут дорогу [сделаем]? А что там есть? Да [ничего] там нет, Леонид Ильич. И не будет. Но грандиозно же, [блин]? Все одно - про.... бюджет [нафиг]. Давайте дорогу строить. На века.
- Кх. Кх. А давайте. Сосиска срана должна иметь сосиску дорогу.
Бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овации.
Вот прошло много лет. Я - бывший строитель БАМа. Байкало-Амурской, то есть, магистрали. Что я испытываю теперь, когда она уже построена и забыта? Жесточайший приступ ностальгии я чувствую, товарищи. Дорога нам теперь [ни зачем] не нужна. А это... я тогда молодым был. Сильно молодым. И было у меня безграничное, непередаваемо безграничное будущее. Теперь оно настоящее и совсем не такое. Нда.
Бригадир, Юрий Алексеевич. «Нитхинол». Все матюги заменены на цензурные аналоги, [вот так].

С другой стороны — при Союзе делалось хоть что-то. Да какое там «что-то», даже в наше время ~80-90% домов и инфраструктуры — советские.
Но разве ж это кому видно? Энтузиазм кончился, призрак запада — манит, обещания — врут, очереди — длинеют, а полки — пустеют.

Катастройка...

Кто они, герои нашего времени?
Гремлины, не супротив срубить зелени.
Пакостят, ломают да врут.
Домовые, кстати, тоже тут.

Борцы за доходы иль бойцы своей правды?
В какую сторону завтра
Покатится маховик пропаганды.

Энтузиазма — нет. Светлого будущего — ну, в общем-то тоже.
Зато есть Афган, преобразования «к лучшему», от которых стремительно пустеют полки и безграничная вера в то, что вот при капитализме-то все зашибись.

Преобразования, естественно, под народное «ура» завершаются развалом страны в узком кругу с логично следующими из этого события дезинтеграцией производственной кооперации и переходом к капитализму. Ура, вот теперь-то светлое завтра наступит, все как в Америке жить будем...

И «Несвятые девяностые»

Кто они, герои нашего времени?
Камни ли должны рассеять сомнения?
Где они, на чей стороне
Во братоубийственной войне?

Борцы за свободу иль бойцы ради славы?
В каких жестоких условиях
Воспитаны их суровые нравы?

«Приплыли», картина маслом. Если вы это время не застали, но хотите почитать «с юморком» о том, как оно было, то я могу категорически посоветовать почитать цикл Владимира Кунина «Кыся». От лица кота оно как-то чуть менее тоскливо-безысходно, да и не только о России там речь идёт.
Или цикл Евгения Некрасова «Суперсыщик по прозвищу Блин». Несмотря на «подростковую» направленность — смело затрагивал такие вещи, о которых в наше время и во взрослой литературе не каждый писать осмелится. Свобода, что уж там.
Или, если хотите всего того же самого, но в «космооперном» антураже — книгу Антона Орлова «
Антираспад».

Можно сказать, что это — время окончательной ломки хоть каких-то надежд на будущее. Потому что при капитализме лучше тоже не стало, а для большинства — очень даже наоборот. В рынок, так сказать, не вписались. А, и Чечня. Дважды.
Зато разного рода гешефтмахеры, «пильщики бюджета» и даже банальные (полу)бандиты — на коне, строят себе двухэтажные особняки красного кирпича. Делай как они, и будет тебе счастье! И люди стали делать...

Вплоть до настоящего времени

Герои нашего времени…
Наглядный пример будущим поколениям.
Кого земля носит: героев или подлецов?
Выстрелят в спину, плюнут в лицо.

А что сейчас изменилось, в общем-то? Да ничего.
Появилась видимость законности, ну и те же личности из пункта выше «остепенились»: делятся с кем надо и гешефтмахерствуют «условно-законно».
Общие моральные принципы, которые видит население — в точности те же самые: или ты живёшь честно (то есть — бедно), или не гнушаешься ничего и никого, но получаешь шанс на лучшую жизнь.
Стоит оно того? Решать не мне. Но я могу совершенно точно сказать, что в таком режиме мы далеко не уедем, а лучшего будущего и не предвидится.

Более того — вечно «пилить советское наследие» невозможно, так что кроме всего прочего «живущим честно» пропагандой прививают мысли, что «можем повторить», «наших бьют угнетают», ну и так далее по списку.
Где бы вы ни были по моральному или политическому компасу, от коммуниста до «неонаци» — пожалуйста, прочитайте роман «
1919». Он сравнительно короткий, но очень ёмкий.

Вместо итога

А что тут вместо итога может быть? Вот так вот, мне кажется, мы и пришли к настоящему моменту и тем моральным ориентирам, что есть у современных людей.
Вы уж меня простите за эту стену текста. Не могу в себе держать, а дневника не имею. Настроение такое. Всё, завтра буду писать нормальную статью о хорошей книге.

И да, вместо последнего слова. Прости нас, Юра, мы всё...