Найти в Дзене
Виталий Калгин

"КИНО", «The Cure» и прочие... Был ли плагиат?

Оглавление
коллаж из открытого источника. фото из архива Д. Стингрей и В. Склярова
коллаж из открытого источника. фото из архива Д. Стингрей и В. Склярова

Довольно часто от недоброжелателей группы «КИНО», а так же многочисленных завистников можно услышать мнение, что Цой «безбожно драл» у «The Cure» и прочих западных звезд. В Интернете можно найти список исполнителей и их песен, которые, по мнению «умников» сплагиатило «КИНО». Вот он:

The Sisters Of Mercy— Amphetamine logic(«Дальше действовать будем мы»)

The Cure— In Your House («Пачка сигарет»)

The Cure— Play For Today («закрой за мной дверь»)

The Cure — Primary («мама мы все тяжело больны»)

The Cure — M («Электричка»)

The Cure — Faith («Спокойная ночь»)

The Smiths — Reel Around The Fountain («это не любовь»)

The Smiths — Barbarism begins at home («Перемен»)

The Smiths — Well I Wonder («Следи за собой»)

The Cure — A forest («Кончится лето»)

The Smiths — Girlfriend in a coma («Когда твоя девушка больна»)

The Clash — London Calling («Троллейбус»)

The Police — Every breath you take («Фильмы»)

The Cure — Boys don’t cry («Видели ночь»)

коллаж из открытого источника
коллаж из открытого источника

Не так давно гитарист «КИНО» Юрий Каспарян дал интервью, в котором упомянул, что группа «КИНО» никогда не слушала «The Сure». Приведу небольшой отрывок:

Юрий Каспарян:

Начинал я с того же, что и все. В школе мы заслушивались «Creedence Clearwater Revival», «Deep Purple», «The Beatles». Я старался как можно точнее подбирать все их партии. А потом я познакомился с такими ребятами, как Витя Цой и Георгий Гурьянов, которые слушали в полном смысле слова современную музыку, то, что было на пике моды в конце 1970-х—начале 1980-х: new wave, новую романтику, первые электронные группы. Я долго пытался понять, что мне играть в группе «КИНО». Это слышно на ранних альбомах — там все достаточно невнятно. Когда мы стали слушать электронную музыку, было неясно, что делать гитаристу: в ней же нет гитар. И если послушать вступление к песне «Мы хотим танцевать», можно обнаружить, что моя гитара изображает там секвенсор. Когда пытаются найти первоисточники гитарных партий группы «КИНО», обычно упоминают «The Smiths» и «The Cure», хотя группу «The Cure» мы на самом деле не слушали, она была нам не очень интересна. Конечно, мы слушали «Joy Division», следили за всем, что издавалось на лейбле 4AD, но важно не забывать, что 50% того, что я играл, придумывал Витя. Возьмем «Группу крови» — Витя принес на репетицию готовые риффы. То же касается риффа из «Попробуй спеть вместе со мной». Для «Черного альбома» Цой придумал практически все гитарные партии — «Кукушка», «Нам с тобой», «Кончится лето»…

фото - А. Кропоткин
фото - А. Кропоткин

После публикации интервью в социальной сети Facebook разгорелась полемика относительно этого факта. Позволю себе привести отдельные комментарии.

Вот что говорит по этому поводу старый знакомый музыкантов группы «КИНО» Аркадий Волк:

Вот мне интересно то, что Юрик говорит про «The Cure». Многие их слушали, и многие видят в «КИНО» отголоски. Но я помню, что было не совсем так. Группу знали и слушали, но у киношников в ним всегда было такое отношение, они быстро их задвинули. К «The Smiths» совсем иное отношение. А ведь были ещё и «New Order», «Japan», «The Cult» и другие. Эти поближе. Ну, про «Joy Division» он и говорит. Появление «The Smiths» было вопросом, можно сказать, поворотным. Есть даже некие тонкости, типа соотношение куплетов, припевов и проигрышей. Под влиянием Морриссея и Марра стало больше музыки. Я этот процесс наблюдал, на глазах всё происходило, так сказать). Цой ещё «XTC» любил.

фото - И. Мухин. Михаил Малин, Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Аркадий Волк.
фото - И. Мухин. Михаил Малин, Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Аркадий Волк.
Аркадий Волк. фото из личного архива
Аркадий Волк. фото из личного архива

Кирилл Иванов:

«The Сure» были как влияние, как и десятки других групп. И всякие заявления о том, что «КИНО» драло с «The Cure» меня бесят. Цой с чуваками ничего не драли у них. В альбоме «Это не любовь» Каспарян откровенно копировал игру Джонни Марра из «The Smiths». И слава богу. Он - самый лучший гитарист нашего рока. Все они слушали, слышали и взяли всё самое лучшее.

Комментарии были самые разные. Например, вот такой комментарий оставила бывшая жена звукорежиссера Алексея Вишни - Елена.

Елена Вишня:

Боюсь вы плохо знаете творчество «Cure», если так говорите. Копирование шло полным ходом, как в музыке, так и в имидже. Вплоть до того, что Юрик (спасибо Аркадию - напомнил, как Цой звал Каспаряна тогда) лично стриг меня под Роберта Смита. Альбом «Это не любовь» - на треть плагиат от «Cure». И собственно никто не был против. И даже хорошо. Потому что о такой английской группе и их творчестве знали единицы. А тут такой прорыв в советскую действительность.

Е. Вишня. фото из личного архива
Е. Вишня. фото из личного архива

Кирилл Иванов:

Елена, я очень хорошо знаю как творчество «The Cure», так и «КИНО», и поэтому и могу судить. цой не драл у куре. кстати, кинчевское «завтра может быть поздно» - это «First and last and always» – «Sisters of mercy». Классная песня. но костя просто взял и перепел

Есть такая фигня как «влияние». Цой (в отличие от Кинчева) никогда не плагиатил. Все эти выражения типа «Цой всё взял у «The Cure» не имеют смысла.

Maria Bado:

А мне больше слышалось в «КИНО» от «Joy Division» и «Talking Heads». Но, возможно, просто потому, что их я слушала больше, а «Cure» тогда слушала мало. Но тогда, уж, ежели на то пошло, у Сережи Курехина кое-какие элементы поп-механики тоже по духу THead... Все же «Talking Heads», очень мной любимые, несколько из «другой оперы», нет, на мой взгляд каких-то особых пересечений. Ряд групп, влиявших на «КИНО», надо начинать с «Duran Duran», это более ранний период. Конечно, и без «The Cure» вначале не обошлось, и всяких ранних романтиков типа «Ultravox» и «Spandau Ballet». Ну, и потом, по мере появления других, все постоянно менялось. «Killing Joke», «Sisters of Mercy», «New Order», потом «The Smiths,» «The Cult». Много ещё чего было.

Аркадий Волк:

А вот я не согласен про «Это не любовь». Как раз многие песни именно этого альбом и были написаны, прежде всего, под впечатлением от «The Smiths». К тому времени интерес к «The Cure» уже несколько угас. Я могу это точно свидетельствовать, потому что многие пластинки приходили от меня, и первый «The Smiths» попал к ребятам чуть ли не из моих рук на Литейном 60. Не верите, да хоть у Георгия спросите (сейчас он уже не Юрик). И, кстати, я согласен с Кириллом. Я не вижу никакого копирования. У «КИНО» всегда получался абсолютно уникальный, не похожий ни на кого материал. Все сравнения разных рифов, ходов - притянуты за уши. У Цоя всегда была особая магия его песен. Я просто не могу представить, чтобы у них кто-то мог предложить: а давайте сыграем вот, как тут, или вот этот риф повторим. Каспаряна впечатляла манера Марра, но сам он играл по-другому всё же. Влияние на него самого Цоя было гораздо большим. Про Кинчева не возьмусь судить, что там и как у него, мне не близко, и не очень интересно. Насчет «The Cure». В конце 1984-го это уже не была группа, которую знали единицы. К этому времени их все знали и заслушали до дыр, с начала 80-х….Мне нравился Кинчев, начиная с первого концерта в ЛДМ, и ещё некоторое время. А потом как отрезало. В 1988-м меня вообще не вставляло, просто мимо. Что никак не умаляет достоинств Кости. Справедливости ради, «героический» Цой, и эта известная композиция в том числе - не мой любимый период «КИНО». Тем не менее, это «моя» группа, а «Алиса» - нет. Что касается вышеприведенного списка…Все мы видели эти списки в интернете. И все мы были меломанами, и днём и ночью в голове стояла эта музыка, этот весь компот из всего, что лилось в уши. А время-то было мега плодовитое. Столько всего! Ну да, уже невозможно было понять, откуда что бралось. Но все равно уверен, что это никакое не слизывание. Когда играла группа «КИНО», это была «КИНО» и только, голос, харизма Цоя, весь их образ, были уникальными. Так можно ко многому придраться. Начни слушать «In Your House» из твоего списка, и можно начинать петь «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет...

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Конечно, можно иметь совершенно разные мнения, однако если разобраться – «Girlfriend in a Coma» вообще с точки зрения музыки - за уши притянутое сравнение. Кроме того, что у «The Smiths» описывается серьезная проблема с девушкой в коме, а у Цоя поётся о заболевшей девушке, из-за чего герой идёт «на вечеринку один». Кстати, есть израильская группа «Minimal compact». Они были весьма известны в 80-х, и некоторые их песни прям в стиле «КИНО». К примеру – «Minimal compact» - «Raging souls».

Алекс Колфилд:

Человек, который стоял у истоков составления этого... кхм, списка Шиндлера, пару лет назад признался в группе Каспаряна «ВКонтакте», что высосал эти сравнения из пальца, чтобы поиздеваться над особо неадекватными фанатами «КИНО». Я, кстати, сам прекрасно помню, как этот список неожиданно всплыл в среде ненавистников Цоя около десяти лет назад. Ну, как говорится, пусть запуск этого челленджа останется на его совести. Неприятно лишь то, что уже десять лет последователи этого нехорошего человека по-прежнему при любом поводе суют всем под нос этот опостылевший, заезженный и избитый список, в котором на самом деле нет ни одной похожей друг на друга песни (для тех, у кого есть уши и хотя бы малейшее представление о теории музыки).

Думаю, после последнего комментария тема закрывается сама собой…

фото из архива Г. Старикова
фото из архива Г. Старикова

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!

Инна Волкова о Цое

Сергей Жариков о Цое

Кукушка Виктора Цоя