С детства меня интересует техника, в частности, поезда. Захотелось сравнить достижения Советского Союза и современной России. Думаю, нам было есть чем гордиться во времена Союза и сейчас.
Производство локомотивов в СССР
СССР был первой в мире страной, которая создала магистральные локомотивы. Именно в Советском Союзе первой начала развиваться такая отрасль, как тепловозостроение.
Владимир Ильич Ленин в 1922 году инициировал строительство первых тепловозов в нашей стране.
В молодом государстве, пережившем Мировую войну и Гражданскую, на рассмотрение предлагались проекты тепловозов с газовой, механической и электрической тягой.
Советские магистральные тепловозы с электрической тягой стали первыми в мире. То были тепловоз Ээл2, который сконструировал инженер Ломоносов, и Щэл1, спроектированный Гаккелем.
Первый выход тепловозов на линию состоялся в 1924 году. Это были мощные машины, Ээл2 только в 1954 году отстранили от производства и использования.
Поначалу локомотивов в СССР выпускали мало, но количество производимых поездов увеличивалось, 1965 году оно составляло более 640 штук. В Советском Союзе электровозами гордились, модернизировали уже созданные модели и конструировали новые, более мощные и менее энергозатратные.
Одним из достижений СССР был паровоз «ИС». Аббревиатура расшифровывалась как Иосиф Сталин.
На Всемирной парижской выставке в 1937 году этому пассажирскому паровозу достался гран-при. «ИС» считался по тем временам самым мощным пассажирским паровозом в Европе. ИСки развивали скорость до 115 километров в час. Именно этот паровоз приводил в движение знаменитый скорый поезд «Красная стрела».
Рекорды современной России
Когда СССР распался, производство грузовых тепловозов осталось на Украине. Тем не менее Российская Федерация не отстает в выпуске магистральных локомотивов от Союза.
Например, в 2019 году Россия побила рекорд. Вышли на рельсы 680 локомотивов, из которых 397 — это электровозы, а 283 — тепловозы.
Лидирующие позиции по железнодорожному машиностроению занимает завод «Уральские локомотивы». Пользуются спросом электровоз «Синара» и скоростной поезд «Ласточка».
На электропоезде «Ласточка» инженеры уральского завода вместе с сотрудниками предприятия «РЖД» установили систему машинного зрения. Она распознает препятствия на путях и предупреждает машиниста.
Такая система позволит в дальнейших модификациях состава применить беспилотное управление электропоездом. Именно на уральском заводе сконструировали двухуровневые составы, которые курсируют от вокзалов к аэропортам.
Вот о чем я думаю каждый раз, когда сажусь в железнодорожный вагон. Друзья, а вы любите путешествовать на поездах?