30 лет назад, когда училась я, предмет назывался "Трудовое обучение" и по сути своей был основами домоводства - мы шили, вязали и готовили. Я этот предмет не любила: мы расписывали какие-то сильно усложненные методы расчёта вытачек на половину общей тетрадки, ручные "Подольские" машинки шили отвратительно - отрегулировать шов было нереально.
Рукодельничать я любила, но дома: дома были переводные книжки с методами легкого кроя и замечательный столетний "Зингер", который прекрасно шьёт по сей день; готовить дома тоже не возбранялось - кухня всегда была в моем распоряжении, мама моя готовить не любила и была рада делегировать мне обязанность накормить семью; вязать я начала за компанию со старшей подругой, и с ней это было намного интереснее, чем с учительницей.
Так получилось, что через много лет я выучилась в Педуниверситете как раз на учителя технологии и некоторое время работала по этой специальности.
Первая программа, по которой я начала работать, включала в себя очень много различных видов рукоделия: кроме традиционных готовки и шитья, она включала в себя вязание спицами и крючком, несколько видов вышивки, декупаж, скрапбукинг, оригами, батик и Бог знает, что ещё. Тем было очень много, и на каждую отводилось по 2-4 часа.
Скажите, ну что можно пошить, связать или вышить за 2 часа? - Правильно, ничего. Сколько родителей из обычной окраинной школы согласятся оплатить своим детям для урока труда кусок натурального шёлка и краски по ткани? - В той школе, где я работала - нисколько.
Поэтому программу мы корректировали на ходу: вязали крючком пинетки - младших у всех в семьях было полно, всем пригодились, пошили из уцененной рогожки с витрины летние сумочки и вышивали их лентами - быстро и дешево, сумки девчонки носили летом, рисовали на футболках подручными средствами - футболки тоже носили.
Декупажили по обрезанной пластиковой бутылке - получались игрушки на школьные елки, делали открытки для ветеранов... да много всего. И быстро. И дешево. Знаю, что многие из тех девочек полученными навыками пользуются.
Следующая программа была самой обычной и ничем не примечательной - готовка и шитьё, всё очень основательно и неторопливо.
Последняя, самая новая и в духе времени, была ваще огонь: на 70 часов технологии 6-7 практических заданий. Задания следующего плана: возьмите лоскут хлопчатобумажной ткани, сомните, запишите показатели сминаемости ткани в таблицу.
Одни названия разделов чего стоят - вот, например, первая тема из учебника для 5 класса:
Производство
................................................................................................
1. Что такое техносфера
...................................................................................................
2. Что такое потребительские блага
...............................................................................
3. Производство потребительских благ
............................................................................
4. Общая характеристика производства
..........................................................................
И полный учебник такой воды. Система модульная спиральная, т.е. в 6 классе все те же разделы, но выше, дальше и глубже: например, в 5 классе в разделе "Аграрные технологии" читаем про палку-копалку, в 6 изучаем лопату, в 7 узнаем про трактор. Это я утрирую, конечно, но система примерно такая. Никакого шитья и вязания в этой замечательной программе и в помине нету, да и вообще какого-либо ручного труда - так, редкие эксперименты, а так предмет теоретический. Даже гуманитарный, я бы сказала.
Дальше есть и про социальные технологии, и про информационные... Про профессии в каждой из изучаемых сфер: в 5 классе изучаем доярку, в 6 - зоотехника и ветеринарного врача... Всё - вода теоретическая без какого-либо внятного практического закрепления, много-много обрывочных сведений обо всём на свете. В итоге ни мозгами, ни руками...
А какая технология нужна в современной школе, как вы считаете?
Много написала. В следующей статье напишу, как бы я преобразовала программу по предмету "Технология" в соответствие с названием и требованиями времени.