Религии Алтая: буддизм. Как вышло, что он трижды не смог здесь укорениться?

1K прочитали

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм. Но крах Джунгарии прервал буддийские проповеди, и за пару веков алтайцы успели их позабыть. Лишь в 19 веке, с развитие торговли по Чуйскому тракту, в двери Алтая всё чаще стучались буддийские ламы.

Экономика гор держалась на ярмарке в Кош-Агаче, куда съезжались русские купцы из Бийска и монголы с товарами Китая. Участвовали в этой торговле и сами алтайцы-теленгиты, и богаче всех зайсанов (старейшин) были купцы Кульджины. Аргамай Кульджин торговал с монголами, улучшал породу местных лошадей, на Алтае слывя заступников и благодетелем. Он-то и считается современными историками покровителем алтайского буддизма.

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.

Однако вновь укорениться этой религии на Алтае не дали бурные события ХХ века и "воинствующий атеизм", но в первую очередь - распространение бурханизма: вместо того, чтобы усвоить учение Будды само по себе, алтайцы причудливо соединили его с шаманством.

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-2

Новые попытки возрождения буддизма начал в 1991 году журналист Алтайчи Санашкин, и сторонники этого выбора считают, что изначальный бурханизм, за распространением которого стояли буддисты Кульджины - не язычество, а буддизм, адаптированный к местным обычаям, и Белый Бурхан - ни что иное, как Майтрея, Будда Грядущий.

Санашкин и другие представители алтайское интеллигенции даже ездили к Далай-ламе, и тот официально признал бурханизм "алтайским буддизмом". Ну а образцом для подражания алтайские буддисты, по исторической иронии, выбрали Японию с её органичным синтезом буддизма, язычества и прогресса.

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-3

Тем не менее, сторонников чистого буддизма на Алтае нашлось немного, и построить курее (буддийский храм) Ак-Бурхан в Горно-Алтайске они смогли лишь в 2012 году. Ныне здесь тихо и пусто, я увидел запертые двери и храма, и сторожки. На дверях - сутры и правила поведения, но ничего похожего на расписание служб.

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-4

Через стекло я сфотографировал интерьер, простой и по-домашнему уютный:

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-5

Так что живой буддизм лучше искать на Монгольском Алтае. Причём не в приграничном Улгие, где живут в основном мусульмане-казахи и шаманисты-тувинцы...

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-6

А во втором от границы Ховде, где есть мрачный, очень запущенный буддийский монастырь (здесь их называют "хийд" или "хурээ", а более привычное слово "дацан" - учебное заведение при обители) с непроизносимым названием Ганданпунцагчойлон-хийд, построенный в 2005-10 годах.

Буддизм среди алтайцев мог укорениться ещё в 17-18 веках, когда они вошли в Джунгарию - союз кочевых племён, своей общей верой объявивший именно буддизм.-7