«Грабители по соседству».
После двух дерзких ограблений за столь короткий срок «грабители с автоматами Калашникова» (помимо прозвища «Банда «Больших Дел», они также получили прозвище «AK-47 Guys») стали самыми разыскиваемыми людьми в Лос- Анджелесе. ФБР и Департамент полиции на время позабыли о постоянном соперничестве и вместе жаждали их крови [6]. Было создано совместное подразделение, куда входили полицейские детективы, агенты ФБР и сотрудники SWAT. Были определены вероятные места следующих нападений; возле этих банковских отделений были выставлены «мобильные засады»- машины с агентами ФБР и детективами наворачивали круги вокруг зданий, внимательно следя за обстановкой; в помещениях отделений находились сотрудники в штатском; как правило, где- нибудь неподалеку был припаркован фургон с членами SWAT. Напряжение достигло своего пика, когда с момента последнего ограбления прошел месяц- все ждали, что грабители вот-вот снова «пойдут на дело» [6][15].
Но прошел месяц, потом второй, потом третий- а «автоматчики» так и не объявились. Напряжение спало, и руководство подразделения пришло к выводу, что либо это были «залетные гости», которые давно уже убрались подальше, либо члены банды уже успели отправиться за решетку за иные «подвиги», либо мертвы (дележка добычи- это дело такое- нервное).
Тем временем, летом 1996 г. Ларри Филлипс пришел к выводу, что «жизнь- то налаживается» и его мечты о богатой и беззаботной жизни начали сбываться. Еще бы- всего 14 минут работы принесли ему 750 000 $. Канули в лету времена копеечных криминальных заработков, где риска много, а дохода мало! Теперь он мог позволить себе то, о чем давно мечтал- респектабельный дом в районе Анахайм Хиллс, целый автопарк из Jaguar, Linkoln Town Car и Mersedes, часы Rolex, кольцо с бриллиантом, костюмы за тысячу долларов и туфли за пятьсот. Пусть окружающие видят в нем человека, который преуспел в этой жизни!
Ну и что, что дом снят в аренду, да и, к тому же, под чужим именем (на этот раз- под именем Патрика и Сандры Дэвис), а деньги утекают, как вода- ничего, все у него еще будет… Нужно просто взять еще несколько банков… [6][15].
Словом, Филлипс был доволен жизнью и собой. Все чаще ему приходили две мысли: «Почему я не сделал это раньше?» и «Как бы повторить свой успех?».
А вот с повторением успеха у него возникли определенные проблемы. Единственный человек, который мог ему в этом помочь, неожиданно надолго «выбыл из игры» [6][15]…
Что же касается Матасариану, то у него все было плохо. И дело было совсем не в финансовой ситуации- несмотря на то, что в 1994 г. легальный компьютерный бизнес Эмиля разорился, а у приюта матери в 1995 г. была отозвана лицензия за жестокое обращение с пациентами (а заодно, на Валерию Николеску и самого Эмиля завели дело) [4], взятые при ограблении деньги позволяли не сильно задумываться о хлебе насущном.
Проблема подкралась с другой стороны. Та самая гематома под черепом (см. часть II) начала доставлять ему все более и более серьезные проблемы; у него усилились головные боли; в повседневной жизни он постоянно и немотивированно переходил от вспышек ярости к глубокой подавленности; участились «затемнения» в сознании и припадки, напоминающие эпилептические [4][6][15].
Врач, которого посетил Эмиль, прописал ему курс фенобарбитала, но Матасариану из- за своего инфантилизма наплевательски относился к регулярному приему лекарств, что не способствовало улучшению его здоровья [6][15].
Примечание 10. Впрочем, некоторое применение фенобарбиталу Эмиль с Ларри все- таки нашли; правда, не совсем то, на которое рассчитывал врач, но об этом ниже…
Летом, во время похода с женой в ресторан «Denny's», с Эмилем случился сильнейший приступ, после которого он загремел в больницу. Проведенное обследование показало, что ему необходима срочная операция; он, по своему обыкновению, попытался отмахнуться от совета врачей, но нейрохирург предупредил его, что в этом случае следующий подобный приступ, скорее всего, станет для него последним. Скрепя сердце, Матасариану согласился на операцию по удалению гематомы и внес за нее аванс в 15 000 $ [6][15].
Операция прошла успешно; но, во- первых, ее одной было мало, необходимо было пропить курс лекарств (дилантина и пр.), а, во- вторых, вероятно, гематома слишком долго воздействовала на его мозг. В результате, «затемнения сознания», депрессия и вспышки гнева вот так вот сразу не ушли. Не способствовало выходу из депрессии и то, что от Эмиля ушла жена. Дошло до того, что в ходе одного из звонков матери Эмиль сказал, что «хочет умереть». Лишь спустя какое- то время после начала приема лекарств состояние его начало улучшаться. Но, в любом случае, ему нужно было время на продолжительную физическую и психическую реабилитацию [6][15].
Ларри пришлось использовать время вынужденной «нетрудоспособности» напарника для проработки плана дальнейших действий и модификации снаряжения.
В декабре 1996 г. Эмиль снял один из лучших домов в районе Роуланд Хайтс; дом, который он снимал до этого, подельники превратили в склад оружия, боеприпасов и прочего снаряжения; там же был припаркован и Chevrolet Celebrity, который они использовали для ограбления [4][6][15].
В конце концов, план был выработан. В качестве мишени было выбрано отделение 384 Bank of America, расположенное по адресу бульвар Лорел Каньон, 6600. Тому было две причины.
Во- первых, оно являлось крупнейшим отделением банка в районе Северный Голливуд, обслуживающим как физических, так и юридических лиц, поэтому с наличностью проблем не должно было быть [3][6].
Во- вторых, пути отхода- отделение находилось на оживленном перекрестке, а всего в 1,5 милях находилось Шоссе 170 [3][6][9].
Примечание 11. Если верить бывшему спецагенту ФБР Уильяму Редеру [15], то полицейские и ФБРовцы верно просчитали цель следующего налета- отделение 384 считалось местом, где появление «Банды «Больших Дел» ожидалось с наибольшей степенью вероятности. Но к 28 февраля 1997 г. засады вокруг банков уже были сняты и сотрудники в штатском не маскировались под посетителей отделений. Но, тем не менее, произошедшие ограбления таки заставили банки предпринять некоторые меры, способные усложнить жизнь будущим налетчикам. Можно считать, что эти меры в итоге сработали…
После предварительной разведки подельники остановились на 9:15 утра 28 февраля 1997 г. в качестве времени «Ч»; во- первых, потому что это была пятница- день наибольшего наплыва клиентов, и, следовательно, наибольшей потребности в наличных; во- вторых, банк открывался в 9:00; в- третьих, в ходе нескольких рекогносцировок они неоднократно видели, как за полчаса до открытия банка к нему подъезжал инкассаторский бронеавтомобиль [3]. По их предварительным расчетам, добыча должна была составить не менее 750 000 $.
На вооружении, с помощью которого Ларри и Эмиль собирались решать возникшие проблемы, они не экономили. В арсенал, который они захватили с собой «на дело», входили:
- 2 самозарядных карабина Norinco Type 56 Sporter (Norinco 56S), представлявших собой гражданскую версия китайского клона АК,
- 1 самозарядный карабин Norinco Type56 Sporter-1 (Norinco 56S-1)- такой же клон, только автомата АКС;
- 1 самозарядный карабин Bushmaster XM15-E2S Dissipator;
- 1 полуавтоматическую винтовку Heckler&Koch 91A3- гражданская версия западногерманской винтовки G3;
- 1 пистолет Beretta FS92.
4 из 5 единиц (кроме H&K 91A3) длинноствольного оружия были незаконно модифицированы для ведения автоматического огня.
Кроме «активной защиты» в виде внушительного количества оружия и патронов, грабители не побрезговали и пассивной (на обоих были бронежилеты степени защиты III-A, способные удержать пули полицейских пистолетов и револьверов). В облачение Филлипса, кроме бронежилета, входили также самодельные бронещитки , сделанные из кевларовой ткани и пластин от запасных бронежилетов и прикрывающие его голени, бедра, пах и предплечья [6].
Примечание 12. Подробно оружие и снаряжение банды будет рассмотрено в дополнении к данной части.
«…Ты идешь со мной»
28 февраля 1997 г. в 9:15 белый Chevrolet Celebrity с тонированными стеклами, за рулем которого был Матасариану, заехал на северную парковку отделения 384 со стороны Арчвуд- Стрит [6].
В 9:17 Филлипс и Матасариану, вооружившись автоматами и закинувшись для успокоения нервов фенобарбиталом из запасов Эмиля., вошли в банк (северный вход).
Никому неизвестно, что они делали эти две минуты, между 9:15 и 9:17; есть мнение, что грабители прослушивали с помощью сканеров полицейскую волну, но это не настолько уж важно... А важно то, что именно эти 2 минуты сыграли для них роковую роль.
Когда в 9:17 грабители вышли из машины и направились к дверям, мимо здания банка как раз проезжала патрульная машина, в которой находились двое полицейских- Мартин Перелло и Лорен Фаррелл. Путь от машины до входа в банк составлял всего с десяток метров, но секунд, необходимых Эмилю и Ларри для их преодоления, полицейским хватило, чтобы разглядеть необычный внешний вид парочки и осознать, что происходит [6][16].
Пока Фаррелл пытался разглядеть, чем вооружены налетчики, Перелло взялся за рацию и на полицейской волне раздалась просьба о помощи: «Экипажу 15А43 требуется помощь; в Bank of America, возможно. происходит «2-11» (код означал вооруженное ограбление); отделение банка на Лорел Каньон к северу от Киттриджа» [6] [16].
Примечание 13. Из- за того, что между офицерами и налетчиками находился ряд припаркованных машин, а также краткого промежутка времени, Фарреллу, судя по всему, не удалось разглядеть вооружение нападавших (по крайней мере, нигде не упоминается о предупреждении, что у них автоматы). В противном случае, мне кажется, прибывшие по тревоге офицеры полиции из «первой волны» подкрепления вели бы себя несколько иначе и не занимали укрытия за «смешными» для промежуточного патрона АК препятствиями.
Посетителю, стоявшему возле банкоматов, расположенных в холле у входа в банк, не повезло- ожидая выдачи банкоматом чека на внесенную сумму, он почувствовал чье- то присутствие за спиной. В полной уверенности, что это охранник, решивший помочь замешкавшемуся клиенту, он обернулся; но вместо охранника он узрел монструозную фигуру с автоматом в руках (Филлипс). Фигура положила ему руку на плечо, произнесла: «А ты, твою мать, пойдешь со мной!» и толкнула его в сторону входа…[6][16]
Потасовку у входа в банк заметили кассир кассы № 12 и сотрудник охраны из American Protective Services. С первого же взгляда было ясно, что происходит: кассир нажала кнопку вызова полиции, охранник поднес ко рту рацию, нажал тангенту и передал напарнику, патрулировавшему южную стоянку: «Нас грабят. Вали отсюда и вызывай полицию» (однако, его вызов по какой- то причине был не принят) [6].
Расслышав его бормотание, Филлипс повернулся к секьюрити… Охраннику этого хватило- он отпустил кнопку рации, медленно выпустил ее из рук и распростерся на полу [6].
Свидетели не смогли точно сказать, кто из грабителей начал стрелять (скорее всего, это был Эмиль). После трех или четырех выстрелов раздались крики: «На пол, всем лежать!», перемежаемые нецензурной бранью и угрозами. Посетители и сотрудники банка попадали на пол, кто где стоял [5][6][15]. 79-летняя Милдред Нолте оказалась недостаточно расторопна, за что тут же получила удар в лицо от Матасариану [6][16].
Заехавшие на южную стоянку Фаррелл и Перелло передали в эфир: «Из банка слышны выстрелы» [16]. С момента ограбления банка прошло около 10 секунд, а все полицейские машины в радиусе 1,5 км уже разворачивались в сторону Отделения 384 [6]. Фаррелл продолжал передачу, координируя действия движущихся им на помощь экипажей: он планировал окружить здание со всех сторон, чтобы не дать налетчикам ускользнуть. Он еще не знал, что медведь, которого они поймали, и сам никуда не пойдет, и их не пустит…
Тем временем в банке Эмиль действовал по уже знакомой схеме- он направился в сторону входа в кассовое отделение. Как и в предыдущих случаях, дверь, рассчитанная на попадание пистолетных пуль (до 44-го калибра включительно), не долго сопротивлялась выстрелам из китайского клона АК.
В кассе Матасариану быстро вычислил помощника управляющего банком Джона Виллаграну, приказал ему взять ключи и двигать в сторону хранилища, «простимулировав» ударом приклада в голову; Джон был в шоке: «Я же и так делаю то, что вы хотите!» [6][16].
В хранилище и депозитарии обнаружилось еще пять посетителей, которых Эмиль выгнал в общий зал, пальнув для острастки в потолок: «Шевелитесь живей!». Не прошло и двух минут, как хранилище банка оказалось под контролем грабителей [6].
В это время охранник на южной стоянке, сопровождающий группу клиентов, попытался войти вместе с ними в банк; но, услышав из помещения звуки стрельбы, он резко сдал назад и погнал посетителей прочь от здания. Почти сразу все они были перехвачены офицерами Перелло и Фарреллом [6].
В 9:19, спустя две минуты после начала ограбления, к полицейским прибыло первое подкрепление- машина с двумя детективами LAPD Трэйси Энджелес и Уильямом Крулаком. Они заняли позицию на стоянке торгового центра, расположенного через дорогу от банка, на расстоянии примерно 60 метров от входа. Укрывались они при этом за ларьком металлоремонта, предварительно удалив его хозяина из опасной зоны. Ошибочно полагая, что у грабителей нет оружия серьезнее пистолетов, детективы пребывали в уверенности, что здесь им ничто не грозит [6]…
В 9:21 подъехала патрульная машина сержанта Ларри «Дина» Хэйнеса. Сержант остановился на пересечении Арчвуд- стрит и бульвара Лорел Каньон [6].
Примечание 14. Схема расстановки сил полиции на начальном этапе будет приведена ниже.
Спустя 30 секунд после прибытия Хэйнес увидел, как дверь северного входа в банк распахнулась и кто- то вышел в холл с установленными банкоматами. Это был Филлипс.
Тем временем, находящийся в хранилище Матасариану пребывал в ярости, и было от чего… Оказалось, что в этом раз они стали жертвой собственных успехов- как вы помните, я писал, что банки предприняли собственные меры для затруднения ограблений [5]. Меры эти состояли в следующем: во- первых, инкассаторская машина в то утро не приехала (время ее прибытия варьировалось), следовательно, в банке в тот момент было не 750 000, а 303 500 $ [6]. Во- вторых, все имеющиеся деньги были разложены и заперты в несколько металлических ящиков, вскрытие которых требовало больше времени и «замедляло» грабителей. В ярости Эмиль расстрелял один из боксов, испортив хранившиеся в нем деньги (как при этом ни он, ни находившийся рядом заместитель управляющего не были убиты рикошетами автоматных пуль- одному богу ведомо) [6][16].
В этот момент к въезду на северную парковку подъехал автомобиль офицера Эдварда Бретлингера. Ветеран полиции сразу распознал, во- первых, автоматический огонь, а, во-вторых, звук стрельбы из автомата Калашникова. В эфире наконец- то раздалось предупреждение, что налетчики вооружены АК-47 (так в источнике; про АК и АК-47 автор в курсе), что сразу выводило ситуацию из состава рядовых.
Вернемся обратно в помещение отделения 384… Пока Ларри контролировал лежащих на полу, время от времени пиная кого- нибудь за то, что тот слишком высоко поднял голову, Матасариану продолжал бесноваться в хранилище. Заместитель управляющего Виллаграна попытался объяснить ему, что действующие правила безопасности придуманы не им, но это слабо действовало. Тот продолжал орать: «Мне нужны деньги, мне нужны ВСЕ деньги!» «Все так все…»,- судя по всему, так подумал Джон, выгребая из металлических боксов и укладывая в раскладную сумку Эмиля три «dye packs» [6][15].
Примечание 15. «Dye packs» (нет, в написании нет ошибки)- это «куклы» денежных пачек, наполненные несмываемой краской. Активируемые по радиоканалу или иным способом, они приводят в негодность все купюры, находящиеся поблизости. После того, как мешок, в котором было 300 000 $, грабители отнесли на 6 футов от здания банка, упаковки взорвались, испортив все деньги в мешке…[2][6][15.
После того, как хранилище было очищено от наличности, Филлипс и Матасариану принялись загонять служащих и посетителей в хранилище [6][16]. Часть кассиров все ещё оставалась отделена от грабителей пуленепробиваемой перегородкой; Матасариану попытался выгнать их оттуда, всадив в прозрачную преграду несколько пуль, но она устояла, только покрылась дырами от попаданий. Появился первый раненый- 22- летний служащий был ранен в лицо и запястье осколками пуль [16].
Тем временем, к банку подъехал еще один полицейский экипаж с офицерами Джеймсом Зборованом и Стюартом Гаем, которые заняли позиции за тем же самым киоском, за которым укрывались детективы [6][16].
Почему я так подробно останавливаюсь на экипажах, прибывших к банку первыми? Потому их расстановкой определялись все дальнейшие действия; они приняли на себя первый удар, многие из них были ранены в ходе перестрелки, но сумели задержать банду.
Стоило Гаю и Зборовану занять позиции, как дверь в холл с банкоматами распахнулась. Едва выйдя за порог, Ларри Юджин Филлипс – младший вскинул оружие к плечу и открыл огонь…
На часах было 9:24. В банке грабители пробыли 7 минут 22 секунды…
Спасибо за внимание!
Источники информации:
[1] https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/03/01/AR2007030100097_pf.html
[2] https://edition.cnn.com/2017/02/28/us/north-hollywood-bank-shootout-anniversary/index.html
[4] https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1997-03-10-mn-36719-story.html
[5] P. Robinson, “Would You Convict?: Seventeen Cases That Challenged the Law”.
[6] https://www.northhollywoodshootout.net/
[9] https://www.nytimes.com/1997/03/01/us/police-kill-2-bank-robbery-suspects-in-a-wild-gun-battle.html
[10] http://legacy.sandiegouniontribune.com/uniontrib/20070917/news_1n17miami.html
[12] https://web.archive.org/web/20071022042923/http://www.cnn.com/US/9702/28/shootout.update/
[13] https://www.dailynews.com/2010/09/24/north-hollywood-bank-heist-erupts-in-gunbattle-6-civilians-10-officers-injured-2-robbers-killed-march-1-1997/
[14] https://web.archive.org/web/20071009224037/http://www.student.oulu.fi/~hmikkola/shootout.html
[15] Rehder, William; Gordon Dillow “Where the Money Is: True Tales from the Bank Robbery Capital of the World», 2003
https://books.google.ru/books?id=N6yfAwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
[16] https://documents.latimes.com/north-hollywood-shootout-use-force-report/