Мой сегодняшний небольшой рассказ посвящен одесскому живописцу и графику Александру Павловичу Ацманчуку.
На выбор этой темы повлиял кроме всего прочего тот факт, что он был преподавателем у моей матери в период ее учебы в Одесском художественном училище в начале 50-х годов прошлого века.
К сожалению, в памяти не отложились детали ее рассказов о периоде учебы, но среди тех, о ком она вспоминала с большим чувством уважения и любви за полученные ею знания, постоянно упоминалось имя Александра Павловича.
Он стал одним из первых одесских художников, которым стало тесно в рамках традиций южно-русской живописи. Художник, ломавший старые стереотипы, создавший новый образный язык, где высокая степень обобщённости и отточенной лаконичности, соединилась с пафосом искреннего романтического порыва ради максимальной, эмоциональной силы воздействия на зрителя.
Ацманчук работал много и увлеченно, ставя перед собой все более сложные задачи, годами вынашивая замыслы своих картин. Возможно, поэтому далеко не на каждой выставке экспонировались его новые произведения. Но их появление всегда вызывало глубокий интерес, горячие споры.
В 1957 году публике и специалистам была представлена первая работа, о которой сразу же заговорили - "Дан приказ..." - полотно, в котором языком красок и композиции образно, возвышенно и страстно ведется речь о непростом периоде в истории нашей страны - гражданской войне.
Успех сопутствовал и следующей картине Ацманчука – “Солдат мира” (1965), которую отличают необычность композиции, монументальность формы и образа, неожиданность ракурса.
Эта работа посвящена советскому солдату-освободителю, который принес миру освобождение от коричневой чумы и даже после окончания войны продолжает очищение земли от страшного наследия той поры.
Программной для художника стала картина “Полёт” (1965)
"Полёт" — символ любящих друг друга людей, которые сливаются воедино и становятся огнем. Многие способны понять, о чем идет речь. А те, кто не понимает, хотели бы испытать нечто подобное или стремятся слиться с кем-то в таком же порыве.
Современники Ацманчука признавали воздействие работы. Правда, в большей степени с негативным оттенком:
Многие художники не могли решиться написать что-то подобное. Такое смелое, страстное и однозначное высказывание
Так говорят сотрудники Одесского художественного музея, где хранится эта картина, о влиянии "Полёта" на зрителей, специалистов и коллег художника.
Мир образов художника богат и многогранен. Тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт выступают у него как самостоятельные жанры. Особое место в творческом наследии художника занимают портреты – как живописные, так и графические. Их много – он работал над ними на протяжении всей своей творческой жизни. Лучшие из них: “На даче” (1954), “Ада” (1955), “Девушка из Целинограда” (1957). “Актер Сергей Филиппов” (1959), “Раздумья” (1959), “Портрет художника А. Фрейдина” (1962), “Художник М. Тодоров” (1964), “Ракетчик” (1965), “Подпольщица Соколовская” (1969), “Вычислитель” (1973) и ряд других. Их отличает разнообразие композиции, активность цвета, глубокое и тонкое проникновение в духовный мир портретируемых.
Одаренность Ацманчука-живописца сказалась также в области пейзажа. От натурных он приходит к обобщенным образам природы – серия пейзажей Крыма (1963-1966), в основе которых поэтически трактованная действительность.
Особое место в творчестве художника занимают пейзажи Одессы, которую он страстно любил, и с которой связана вся его творческая биография.
Небольшая подборка работ Александра Ацманчука:
Умер Александр Павлович Ацманчук в Одессе 10 октября 1974 года.
Искусство было для него способом мышления, формой мировосприятия и самовыражения.
Великолепный график, отличный живописец Александр Ацманчук поддерживал поиски молодых художников в 60-десятые годы, стал для целого поколения ориентиром в творчестве.
Картины Ацманчука находятся в Киевском музее изобразительного искусства, Одесской художественной галерее, музее Академии художеств России в Санкт-Петербурге, а также в частных коллекциях в Украине, России и за рубежом: в Японии, Франции, Германии.
(Использованы материалы и репродукции сайтов: odessa-memory.info; nt-art.net; art-ur.com.ua; otkritka-reprodukzija.blogspot.com; ofam.od.ua; hudcombinat.com)