Архитектору Антонио Ринальди было уже 45 лет, когда он приехал в Ораниенбаум.
За плечами у него был большой опыт работы в Европе по строительству соборов, монастырей и дворцов.
А в Малороссии он уже возвёл к этому времени резиденцию в Батурине для графа Кирилла Григорьевича Разумовского (брата Алексея Григорьевича Разумовского - фаворита императрицы Елизаветы Петровны) и спроектировал для него же каменный дворец в Глухове.
Пригласил Ринальди в Малороссию в 1752 году граф Михаил Илларионович Воронцов. Он написал Ринальди, что "…он может надеяться на особые милости гетмана, по мере того как он даст последнему доказательства своего искусства и своего хорошего поведения".
По контракту срок службы Ринальди у Разумовского составлял семь лет, и, помимо строительства, в его обязанность входило обучение русских учеников архитектуре. Но у Разумовского Ринальди проработал всего 2 года, потому что в 1754 году Кирилла Григорьевича после доклада в Москве ограничили в финансировании и полномочиях, а планы по переустройству Батурина как столицы Малороссии свернули и от услуг архитектора отказались, выплатив компенсацию.
После службы у Разумовского в 1754 году Ринальди приезжает в
Петербург и становится архитектором "малого двора" - так тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола – будущего императора Петра III.
Пётр III предлагает #Ринальди работать в Ораниенбауме - своей загородной резиденции, подаренной ему императрицей Елизаветой Петровной. И в 1756 году итальянский #архитектор, полный творческих замыслов, приезжает в Ораниенбаум, но там ему доверяют построить сначала только #крепость, да и то потешную.
Дело в том, что императрица Елизавета Петровна поощряла увлечение великого князя вoенными забавами, так как считала, что через строительство потешных крепостей будущий монарх обучался основам ратного ремесла. По желанию великого князя (возможно, и по его чертежу) ещё в 1746 году к югу от Большого дворца была уже устроена маленькая земляная крепость со рвом и кронверком, названная "Екатеринбург" в честь великой княгини Екатерины Алексеевны.
Ринальди выстроил на месте уже существующей крепости "миниатюрную" пятибастионную крепость "Святого Петра" (1756), пятиугольный Арсенальный двор (плац), мощеный булыжником. Всего на территории крепости насчитывалось 17 каменных и деревянных одноэтажных зданий: kомендантский дом, дома голштинских офицеров, солдатские казармы, гарнизонная кирха, арсенал, цейхгауз, гауптвахта.
Но сейчас от построенной Ринальди потешной крепости "Петерштадт" в Ораниенбауме сохранились лишь Почётные въездные ворота (1757 год) и небольшой двухэтажный дворец Петра III (1759-1762 годы).
Так что получается, что Почётные въездные ворота – это первое из сохранившихся творений Ринальди в России.
По замыслу Петра III помещение над аркой ворот предназначалось для наблюдения за приближением условного нeприятеля.
Ворота недавно были отреставрированы. И после реставрации были возвращены на место их решётки – кованые, родные, которые были изначально. А ведь 10 лет они пролежали бесхозными в парке Ораниенбаума. За это время были утрачены даже элементы кованых цветов, всё это сейчас восстановлено и заняло своё историческое место.
Архитектурный облик дворца Петра III тоже сохранился до наших дней. Это небольшое, двухэтажное, почти кубическое здание, увенчанное балюстрадой мало похоже на дворец - в XVIII веке здание даже называли "Каменный дом". Оно служило загородной резиденцией и не предназначалось для торжественных приемов и церемоний.
Эти первые постройки положили начало серии блестящих ораниенбаумских работ гениального итальянца.
В 1761 году Ринальди уже обладал прочным положением первого придворного архитектора наследника престола. Но он сам называл себя архитектором великой княгини, то есть будущей императрицы Екатерины II. Именно для Екатерины II Ринальди построил великолепный ансамбль "Собственной дачи" с его главными шедеврами – Китайским дворцом (1762–1768 годы) и Катальной горкой (1762–1774).
Ансамбль "Собственной дачи" - это единственный ансамбль, где одному автору принадлежит и архитектура отдельных сооружений, и планировка парка.
Китайский дворец задумывался как центр "Собственной дачи", летней увеселительной резиденции императрицы Екатерины II и был построен в 1762-1769 годах.
По задумке Ринальди, украшать такой дворец могла только решетка, повторяющая пейзаж места.
А #пейзаж вокруг дворца был необычный - в конце XVIII века вокруг дворца были посажены лианы.
Позже любые попытки пересадить лианы в другое место не увенчались успехом. Капризные растения не прижились даже в Ботаническом саду Петербурга, но поныне растут вблизи Китайского дворца.
А сложный - растительный и витиеватый - узор украсил решетки террас и балкона "Собственной дачи" императрицы.
Катальная горка была предметом гордости Екатерины II. Летняя гора для полётов, как она называлась в то время, была длиной более 530 метров, и, кроме скатов, включала в себя павильон и прогулочную галерею с колоннадой.
С верхних галерей гуляющие могли видеть впечатляющую перспективу – несущиеся с ошеломляющей скоростью тележки и великолепный сад с его лабиринтами, павильонами и беседками. Изящный трёхэтажный #павильон сохранился до нашего времени, но сейчас находится на реставрации.
Рука зодчего коснулась и главной доминанты бывшей усадьбы Александра Меншикова – Большого Меншиковского дворца.
Парадная каменная лестница, ведущая веерными маршами от главного входа в Нижний парк, создана в 1772 году по его проекту. К сожалению, сейчас вход в нижний парк тоже закрыт в связи с реставрацией.
Ринальди более двух десятков лет трудился в загородной резиденции великого князя Петра Фёдоровича.
А всего Ринальди прожил в России более 30 лет. Когда Екатерина II взошла на престол, а Петр III скончался "от приступа геморроидальных колик" в Ропше, Ринальди был назначен придворным архитектором и оставался в этой должности до 1784 года. Эти годы были наполнены интенсивной и разнообразной творческой деятельностью.
В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон, Орловские ворота, спроектировал Чесменскую, Морейскую и Крымскую колонны, Кагульский обелиск.
В Ямбурге (Кингисеппе) по его проекту был возведен Екатерининский собор.
В Гатчине Ринальди построил Гатчинский дворец-замок с первым пейзажным парком в истории отечественного паркостроения.
В Петербурге самое известное творение Ринальди - Мраморный дворец, который строился для графа Орлова, а позднее был подарен Екатериной II своему внуку Константину Павловичу. Кроме того, по проекту Ринальди сооружён костел Святой Екатерины на Невском проспекте.
Он создал третий Исаакиевский собор, перестраивал Князь-Владимирский собор, а также был автором здания Тучкова буяна - складов пеньки на набережной Малой Невы.
Жил архитектор на Миллионной улице, где выкупил дом. Про личную жизнь Ринальди известно мало, но в мемуарах его знаменитого соотечественника Казановы есть воспоминания о том, как ловелас купил себе в России себе любовницу-крестьянку необыкновенной красоты, назвал Заирой, обучил итальянскому и в девушку влюбился Ринальди. Казанова, уезжая из России, оставил Заиру архитектору. Заира была с Ринальди до самой смерти архитектора и по некоторым данным состояла с ним в законном браке.
Ринальди до старости был полон энергии и мог бы еще многое построить, если бы не трагический случай, который произошел во время осмотра возводимого по его проекту Большого театра в Петербурге: Ринальди упал с лесов. После травмы он не мог больше работать. Через пять лет, продав дом, он в 1784 году уехал в Рим. Архитектору была назначена пенсия – тысяча рублей в год, которую выплачивали ему пожизненно, пересылая через российского консула в Риме.
А у нас в России остались его замечательные творения, в том числе "незаметные" верстовые столбы, созданные тоже Ринальди.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь большинство статей доступно только подписчикам) и читайте ещё: