При обсуждении боевых действий крайне редко касаются важного вопроса, который со времен первых крупных сражений беспокоил людей не меньше, чем проблемы снабжения и выбора позиции. Беспокоил он как победителей, так и проигравших. Причем с ростом масштабности военных операций он становился все острее. И вопрос этот: куда девать тысячи, а порой десятки тысяч павших на поле битвы товарищей?
Исходя из общей практики, основную часть армии, то есть рядовых бойцов, хоронили, как правило, в братских могилах на месте. А руководящий состав, если сразу опознавали, старались доставить домой. Однако это не универсальный порядок действий. Тонкости подхода к похоронным обрядам и различия методов строго зависели от религиозной практики каждого народа-участника битвы. И в истории войн случалось даже такое, что погибших в бою не хоронили вовсе, а оставляли на поле битвы. Причем речь не об исключительных случаях, обусловленных сложившейся ситуацией, а о правиле - так было принято в их культуре.
В древности, например, греки старались должным образом, с соблюдением всех формальностей, хоронить павших воинов. После битвы при Херонее (338 г. до н. э.) победившие македоняне разрешили проигравшим забрать тела: афинянам - безвозмездно, фиванцам - за определенную плату. Сами же победители воздвигли на месте боя огромный монумент в виде льва и рядом схоронили скопом свои потери.
Собственно, провести обряд погребения прямо на месте битвы - распространенная практика в Древней Греции. В этом плане выделялась лишь Спарта - эти ребята старались своих воинов хоронить в родном крае. В Риме военные сознательно вносили небольшую сумму, чтобы оплатить расходы на похороны, если они погибнут в бою. И римляне честно собирали после битвы павших бойцов и хоронили или кремировали каждого индивидуально. Но это в том случае, если позволяла ситуация и было достаточно времени. Поэтому чаще всего кремировали и хоронили массово.
Сильно контрастирует на фоне греко-римской практики отношение ряда кельтских племен к павшим товарищам: "После битвы греки хоронили своих воинов, в то время как галлы даже не прислали вестника с просьбой позволить забрать тела своих людей. Им было все равно, приняты они землей или съедены падальщиками". Это слова древнегреческого автора Павсания о завершении битвы при Фермопилах (эпизод вторжения галлов на Балканы в III в. до н. э.) из "Описания Эллады" (X, 21.3).
В своем труде "О природе животных" римский автор Клавдий Элиан указывает, что у ваккеев (одно из кельтских племен на территории Испании) кремация - позорный уход из этого мира. И поэтому доблестные и сильные члены общества, то есть воины, должны быть съедены стервятниками. Ваккеи считали, что эти птицы священны (X, 22).
Собственно, остальные народы Испании доримской эпохи не были исключением в этом плане - они так же трепетно относились к пернатым падальщикам. Силий Италик в "Пунике" про ареваков (тоже кельтиберы): "Для них погибнуть в бою почетно. И было преступлением сжигать погибших воинов. Они верили, что их души отправляются к богам, если только тела прямо на поле пожирали голодные стервятники" (III, 340-343).
Интересно, что аналогичный ритуал сохранился по сей день в Тибете. Представители Ваджраяны (одно из направлений буддизма) проводят обряд "небесного погребения" в том числе с участием гималайских грифов. Только, в отличие от кельтов, дело тут не в самих птицах, а в вере в переселение душ: тело является лишь сосудом для души. Поэтому оно, наравне с остальными организмами, играет таким образом свою роль в пищевой цепи, принося пользу природе.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала