Найти тему

Детский сад, как островок безопасности

Оглавление
О том, как Фридрих Фребель создал первый детский сад и придумал особые развивающие игрушки

Исторически в европейских городах зажиточные граждане всегда нанимали кормилец, нянек, а позже – педагогов, бонн, гувернанток для того, чтобы дети росли под присмотром, вовремя ели, правильно играли, гуляли, спали и гармонично развивались всему роду во благо.

А вот простым городским работницам требовалось и денежку заработать, и дитя без пригляда не оставить.

Брошенные без присмотра дети часто травмировались, иногда погибали. Малышей, оставленных в пустом помещении, ушедшие на заработки матери были вынуждены привязывать к кроватям, как козу или собачку, чтобы те не могли упасть с лестницы, залезть в горящий камин, проглотить пуговицу, выпить уксусу или причинить себе иной вред.

Детская смертность в бедных кварталах была настоящим бичом времени. Вследствие этих проблем в 1837 году немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель учредил в городе Бад-Бланкенбурге, по факту, первый детский сад. Им же было создано «Учреждение для игр и занятий детей младшего возраста».

-2

Название «Детский сад» Фрёбель придумал из соображений, что дети – «цветы жизни», требующие умелого и тщательного ухода, а выращивать их должны умелые «садовницы» и «садовники».

К реализации этой идеи – создания «теплицы» для нежных воспитанников – Фрёбеля подтолкнуло несчастное детство. Рожденный в семье пастора мальчик рано лишился матери, был отдан на воспитание прислуги и старших детей, а потом за дело взялась злая мачеха, превратив жизнь малыша в настоящий ад. Вот так будущий педагог и задумался о том, что лучше было бы детям-сиротам расти под присмотром пусть чужих, но добрых людей, чем мучиться в жестокой атмосфере собственного, не всегда благополучного, дома.

Романтичный идеалист

Фрёбель – сын своего века, был последователем идей немецкого идеализма и считал, что ребенок от природы наделен четырьмя главными, врожденными способностями: он склонен к разнообразной деятельности, познанию мира и природы вещей, имеет склонность к художествам и зачатки религиозного познания. Любые активности, по сути, есть проявление в ребенке единого творческого божественного начала; а инстинкт познания – это заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, их божественную природу.

Со временем детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах мира. Фридрих Фрёбель же, впервые в истории дошкольной педагогики, разработал методики и практические пособия для «дошколят», а также способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную научную область.

«Волшебные» дары Фрёбеля

Чтобы младенец развивался правильно, ему нужно освоить формы, осознать цвета, запахи, эмоции, разработать тактильную и зрительную чувствительность. Сразу заметим, что речь идет о чисто «инженерном» функционале, только способствующем развитию главенствующей эмоциональной сферы. В фундаменте истинной эволюции чада всегда лежит безусловная Любовь Матери, ее эмпатия, нежность, ласка и дружеская поддержка.

Итак, для названных целей Фрёбель разработал шесть «даров» – разноплановых развивающих игрушек и конструкторов возрастающей степени сложности.

Разноцветные мячи. Маленькие, мягкие, войлочные, вязаные или тряпичные, приятные для осязания, повторяющие цвета радужного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, плюс – белый. Они подвешиваются на ниточках над колыбелью, а родители раскачивают их в разные стороны, объясняя «вверх-вниз», «вправо-влево», знакомя малыша с направлениями пространства. А еще эта игрушка знакомит ребенка с философскими, божественными понятиями утверждения и отрицания.

Сделанные из дерева фигуры: сфера, цилиндр, куб (причем диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковы). Разглядывая и играя с ними, дитя обретает понятие формы. Шар (символ подвижности) – катится. Куб устойчив (символ покоя и иллюстрация трехмерности формы). Цилиндр, по сути, совмещает свойства кубика и шара: демонстрирует устойчивость, а поставленный на основание, но не может стоять на острие.

Большой куб, состоящий из 8 малых кубиков. Суть в том, что целое часто делиться на части («единство – в многообразии»). Из таких комплектующих уже можно построить различные, более сложные, конструкции. Так ненавязчиво ребенок поднимается до уровня Демиурга, Творца.

Куб, делящийся на восемь плиток. (На самом деле, в его основе – четыре удлиненные плитки, длина каждой равна стороне кубика, а толщина –1/4 этой стороны). Уже пошла математика, да?)) Вот так воспитываются инженеры-конструкторы.

Куб, состоящий из 27 небольших кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Еще больше возможностей для строительства!

Куб, разделенный на двадцать семь кубиков, но более сложной геометрии: плитки, конструкции в диагональном разрезе и др.

Фрёбель предлагал разнообразные виды детской деятельности и занятий: это работа с «дарами» – строительным материалом, а также подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание друг в друга металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание изображений иглой на картоне и бумаге, конструирование из бумаги, из палочек и др. То есть все для развития мелкой моторики и пространственного мышления! Многие из его рекомендаций до сих пор успешно находят применение в детских садах и в школах, следующих вальдорфской методике.

Кстати, сегодня дары Фребеля можно заказать на Амазоне и во многих других компаниях, специализирующихся на детских развивающих игрушках.

  • А как вы, друзья, как развиваете своих малышей?? Если ли у вас вопросы, сомнения, потребности в советах специалистов? Смело делитесь своими идеями и мыслями в комментариях)

Подготовлено Алисой Шляпниковой, БФ «Страна чудес»