Задания 5(10) и 6(11) - это задания с развернутым ответом ограниченного объёма - 5 - 10 предложений, - так называемые "маленькие" сочинения. В критериях их проверки есть пояснение, что указание на объём условно, главное - содержательность ("при наличии глубоких знаний ученик может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли может достаточно полно ответить в меньшем объёме").
Действительно, экзаменуемый легко пишет текст рекомендуемого объёма. Иногда приходится даже сжимать сочинение, чтобы успеть написать работу, ведь на экзамене по литературе едва хватает времени. Следует чётко распределять время или даже писать сочинения сразу в бланк, без черновика. Итак, главное - содержание, а объём менее важен.
Задание 5(10)
Задание 5(10) - самое простое сочинение (базового уровня). Нужно ответить на вопрос по предложенному фрагменту текста или стихотворению. Если написание других сочинений требует обязательного знания содержания произведений, заучивания стихотворений наизусть (книг на экзамене нет), то во время выполнения этого задания Вы пользуетесь текстом. Нужно анализировать текст и размышлять. Задание 10 - по лирике - оставляет, как кажется, у половины школьников впечатление трудного: язык стихотворения образный, сюжет лирический (нет последовательных событий), глубокий смысл сконцентрирован в небольшом количестве строк.
Несмотря на относительную простоту задания, требования к сочинению и критерии его проверки сложны. Это вообще особенность ЕГЭ по литературе (и не только?).
Максимальный балл - 6 баллов.
Требования
1. Если по критерию 1 "Соответствие темы заданию" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
2. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 "Привлечение текста для аргументации" ставится не больше 1 балла.
3. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 ставится не больше 1 балла, а по критерию 3 "Логичность и соблюдение речевых норм" - 0 баллов.
Критерии
1. Соответствие ответа заданию - 2 балла.
Ответ на вопрос должен свидетельствовать о понимании текста приведенного фрагмента или стихотворения, должен быть содержательно соотнесен с задачей.
2. Привлечение текста произведения для аргументации - 2 балла.
Для аргументации суждений текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений
о содержании, допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.
3. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.
Не должно быть логических и речевых ошибок.
Задание 6(11)
Задание 6(11) более трудное (повышенного уровня). Нужно подобрать для сопоставления одно произведение (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) и сопоставить его с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Следует помнить фамилию автора, название подобранного произведения, содержание обоих сопоставляемых произведений, уметь находить и аргументировать текстом обоип произведенийроизведений их сходства и различия в рамках поставленной темы. Обратите внимание: в 2022 г. задание изменено!
Максимальный балл - 8 баллов.
Требования
1. Если по критерию 1 "Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
2. Если по критерию 2 "Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации" ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Критерии
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом - 2 балла.
Нужно назвать произведение, указать его автора и убедительно сопоставить произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Баллы снижаются, если сдающий экзамен забывает указать автора или произведение, если произведение сопоставлено с предложенным текстом формально (т. е. "экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления").
Допускается указание автора без инициалов, если наличие однофамильца не существенно для восприятия содержания.
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации - 4 балла.
При сопоставлении для аргументации текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании, если допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.
4. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.
Не должно быть логических и речевых ошибок.
Чтобы более подробно ознакомиться с критериями, воспользуйтесь демонстрационным вариантом с сайта ФИПИ или сборником типовых экзаменационных вариантов 2022 года, например 30 вариантами под редакцией С. А. Зинина.
Пример выполнения заданий 5 и 6 по повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Приведем фрагмент.
Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул «ух!» и перекрестился. В продолжение каждого месяца он хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели, где лучше купить сукна, и какого цвета, и в какую цену, и хотя несколько озабоченный, но всегда довольный возвращался домой, помышляя, что наконец придет же время, когда все это купится и когда шинель будет сделана. Дело пошло даже скорее, чем он ожидал. Противу всякого чаяния, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей; уж предчувствовал ли он, что Акакию Акакиевичу нужна шинель, или само собой так случилось, но только у него чрез это очутилось лишних двадцать рублей. Это обстоятельство ускорило ход дела. Еще каких-нибудь два-три месяца небольшого голодания — и у Акакия Акакиевича набралось точно около восьмидесяти рублей. Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться.
(Н. В. Гоголь. "Шинель")
Текст, привлеченный для аргументации, выделен курсивом.
5.1. Почему характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель?
Характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель, так как маленький чиновник жил настолько бедно, что переоценил материальный мир и стал от него зависимым. Необходимость пошива предмета одежды Башмачкин искаженно воспринял как важнейшее в его жизни, судьбоносное событие.
Так, Гоголь иронически изображает полное самоотречения существование решившего копить деньги на шинель героя. Акакий Акакиевич был намерен в продолжение целого года не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожнее, чтобы не изнашивать подметок. Детали, упоминаемые автором, могут показаться нам абсурдными, гротескными.
Писатель также использует иронию и гротеск, создавая образ будущей шинели - "приятной подруги жизни" - и описывая чувства Башмачкина. Герой "питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели", "существование его сделалось полнее, как будто бы он женился". Говоря о приобретенных Акакием Акакиевичем целеустремленности, решительности, душевном огне, Гоголь создает пародию на романтического героя, некую подвижническую жизнь. Причудливым образом шинель заменяет "маленькому человеку" важнейшие духовные ценности.
6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), героя которого можно отнести к тому же литературному типу, что и Акакия Акакиевича. В чем этот персонаж схож с Башмачкиным (или чем отличается от него)?
Гоголевского Акакия Акакиевича можно отнести к литературному типу "маленького человека". Герой того же типа изображён, например, в поэме Пушкина "Медный всадник".
В пушкинском произведении, так же как в "Шинели" Гоголя, присутствуют мотивы невосполнимой потери и бунта главного героя. Гоголевский Башмачкин утрачивает шинель, иронично названную автором "приятной подругой жизни", а вместе с ней смысл существования. Утрата настолько велика, что, заболев и находясь в бессознательном состоянии, "маленький человек" "сквернохульничает" (произносит "самые страшные слова") в адрес генерала, а после смерти и вовсе фантастическим образом превращается в привидение, мстящее за себя - "сдирающее со всех плеч, не разбирая чина и звания", шинели и шубы. Отомстив обидевшему его "значительному лицу", призрак исчезает.
Бедный чиновник Евгений теряет невесту невесту Парашу, любовь к которой придавала смысл всей его жизни. Мы видим, что Евгений оглушен шумом внутренней тревоги, впадает в безумие от горя, не возвращается домой. Увидев памятник Петру I, герой улавливает связь между своей потерей и петровскими преобразованиями, а потому грозит самодержцу: "Добро, строитель чудотворный!.. Ужо тебе!.." Однако персонаж бессилен перед исторической необходимостью. Испуганный преследованием медного всадника, он смиряется, начинает обходить памятник стороной, снимая картуз и не поднимая смущенных глаз. Показана духовная и физическая смерть героя.
Несмотря на сходство судеб героев, Гоголь изображает Башмачкина по законам сатиры, а Пушкин показывает индивидуальную судьбу "маленького человека", однозначно вызывающего сочувствие.
Вам могут быть полезны статьи
Повесть Гоголя "Шинель": история создания, жанр, сюжет. Зачем школьнику краткий пересказ?
Краткое содержание повести Гоголя "Шинель"
"Шинель" Гоголя: великое приближение к "маленькому человеку"
Повесть Гоголя "Шинель": фантастический вещизм
Повесть Гоголя "Шинель": есть ли месть после смерти? Фантастическая развязка
Художественные приемы в повести Гоголя "Шинель"
Какие задания ждут нас на ЕГЭ по литературе? Авторский тест по "Шинели" Гоголя
Сдам ЕГЭ по литературе: обзор произведений по теме "маленького человека" (для задания 6)
Сдам ЕГЭ по литературе: критерии оценивания задания 12, темы и пример сочинения по "Шинели" Гоголя
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!