У «вождя народов» были две официальные жены, трагически ушедшие из жизни довольно рано. Последние 21 год жизни он оставался вдовцом. Любителю музыки, театра и оперы, ему приписывали романы со многими известными артистками. Вот три самых ярких истории.
АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА
1. Оперная певица Вера Давыдова
Солистку Большого театра Веру Давыдову называли «последней любовью Сталина», им приписывали роман длиной в 19 лет. Этому способствовала книга русского эмигранта Леонида Гендлина, работавшего в оркестре Большого - в 1980-х он выпустил «Исповедь любовницы Сталина». В ней автор утверждал, что записал рассказ самой меццо-сопрано. Книга стала мировым бестселлером. Когда Давыдова узнала об издании, у нее случился приступ.
Певица отрицала свою близость с вождем. Однако известно, что Сталин много раз встречался с ней еще с 1930-х годов - в частности, на официальных приемах, куда ее звали как ведущую солистку Большого театра. Внучка Давыдовой, Ольга Мчедлидзе рассказывала: «Бабушка уже была замужем за [грузином] Мчедлидзе, а потому немного знала грузинский и могла ответить Сталину на его родном языке, что тому, конечно, очень нравилось».
Кроме того, Сталин много раз приходил на ее выступления в Большой и оставлял для нее шикарные корзины с цветами, с 1946 по 1951 год она трижды становилась лауреатом высшей Сталинской премии.
2. Балерина Ольга Лепешинская
Приписывали Сталину роман и с другой артисткой Большого - примой-балериной Ольгой Лепешинской. У нее было четыре Сталинских премии, а сам правитель был большим поклонником ее таланта - постановку «Пламя Парижа» он смотрел не менее 17 раз. «Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин», - рассказывала Лепешинская в интервью.
Про посещения Сталиным Большого театра ходили легенды. Он всегда сидел в царской ложе, приходил и уходил в любой момент спектакля. Проводили время в театре и другие руководители партии. Автор книги «Тайная жизнь Сталина» Борис Илизаров и вовсе категоричен по поводу этих визитов: «Члены Политбюро, крупные чиновники, военачальники с удовольствием использовали здешних балерин, певиц, девушек из хора как высокооплачиваемых путан».
Документальных свидетельств романа Сталина и Лепешинской нет. Многие источники ссылаются на журналиста Ивана Гронского, вхожего в близкий круг тирана. В мемуарах он писал, что в середине 1930-х Сталин нередко ночью возвращался в Кремль от некоей известной балерины.
В 1940 году в Москве на крыше дома №17 на Тверской, был установлен памятник балерине. Считалась, что моделью была Лепешинская, а скульптура установлена по личному указу Сталина. Сама танцовщица утверждала, что не имеет к ней никакого отношения. В конце 1950-х скульптуру демонтировали.
3. Пианистка Мария Юдина
В народе талантливую Марию Юдину называли «любимой пианисткой Сталина». Будучи набожной, еврейкой, крещенной в православие, она жила скромно - ходила в одном и том же черном платье в пол, часто недоедала. Выступать с оркестром начала в 1921 году, далее ездила с концертами по всему миру.
Близкие люди вспоминали, что свои гонорары она отправляла в лагеря политзаключенным или жертвовала церкви. Она не была диссидентом, но своих взглядов совершенно не скрывала. Так, в 1930-х ее уволили из ленинградской консерватории за открытую приверженность православию, а в 1960-х выдворили из московского Гнесинского училища за открытую симпатию к современной западной музыке, в частности, эмигрировавшему композитору Игорю Стравинскому.
Композитор Дмитрий Шостакович упоминал в интервью с Соломоном Волковым, что Юдина была невероятно популярна и в СССР, и за рубежом, но была довольно странной личностью. По его словам, в 1943 году Сталин, много слушавший радио, позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепианного концерта Моцарта в исполнении Юдиной, который слышал его по радио днем раньше. Такой записи не было, но Сталину боялись отказать. «Позвонили Юдиной и оркестру и сделали запись той же ночью. Все дрожали от страха. За исключением Юдиной, естественно. Но она — особый случай, ей было море по колено».
Та самая запись:
Вскоре после этого пианистка получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо, где поблагодарила за поддержку. «Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь», - цитировал Шостакович письмо со слов Юдиной.
Это письмо она отправила, но с ней ничего не случилось. Возможно, по личной протекции Сталина, не коснулись ее и репрессии, хотя оснований было достаточно. «Говорят, когда вождя нашли на даче мертвым, на проигрывателе стояла ее запись Моцарта. Это — последнее, что он слышал…» - вспоминал Шостакович.