В своих послевоенных мемуарах немецкие высокопоставленные военные почти всегда ругали Гитлера. Ему в вину ставили не только масштабные преступления, но и «бездарность» в областях военого дела и политики. Да, приказы фюрера и его ближайших сторонников часто отличались крайней жесткостью, были нацелены на массовое истребление «неугодных» людей. Но ведь немецкие генералы вермахта с этими приказами соглашались, они их тоже выполняли. Хоть вермахт и не признали на Нюрнберге преступной организацией, как СС, но и он несет свою, немалую, долю ответственности за преступления нацистского режима.
Более того, если мы посмотрим на Гитлера не с точки зрения морали, а с точки зрения политики, войны и экономики, то увидим: он вообще-то не был бездарем. В этом сходятся многие современные исследователи, включая историка А.В. Исаева. В первые годы войны Гитлер был вполне компетентным главнокомандующим. Он (в отличие от многих «узкоспециализированных» генералов) обладал широтой взглядов, часто корректировал военные операции, придавая им важный экономический, политический и даже психологический «оттенок».
Кроме того, Гитлер был тем, кто сумел фактически возродить немецкие вооруженные силы, он политически «продавил» это решение. Он, а не немецкие генералы. Гитлер никогда не был «скупцом»: он щедро раздавал своим военачальникам новые должности и награды. Конечно, ближе к концу войны психическое здоровье вождя нацистов было основательно «поломано», в том числе — и покушением 1944 года, поражениями на фронтах.
Но что пишут о Гитлере немецкие генералы после войны? Приведу лишь несколько цитат.
«Многие немцы видели в объединении политического и военного руководства в руках Гитлера гарантию и залог «конечной победы». Однако обе эти функции «не ужились» в Гитлере и не превратились в творческий синтез. В обеих функциях Гитлер оказался несостоятельным... Самомнение Гитлера поднялось на недосягаемую высоту. Даже близкие к нему люди уже не осмеливались более возражать ему по каким-либо вопросам. Правда, имелись и такие, которые укрепляли его в этом ошибочном мнении и держали от него вдали все то, что могло быть ему неприятно...» (с) Йоханнес Фриснер. Преданные сражения.
«С ростом собственной самонадеянности, с укреплением власти внутри страны и с увеличением авторитета Германии за границей в результате одержанных успехов Гитлером все больше и больше обуревало чувство наглого высокомерия: он ни с кем и ни с чем не хотел считаться. Это высокомерие увеличилось до болезненных размеров благодаря посредственности и незначительности лиц, поставленных Гитлером на руководящие посты Третьего Рейха...» (с) Гейнц Гудериан. Воспоминания солдата.
«Немецкий народ был отравлен угаром непобедимости и умело внушенном ему правителями чувством расового превосходства, он попал в капкан безграничной веры в гений своего «фюрера». Из этого капкана основная масса народа так и не освободилась до своего горького конца...» (с) Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны.
«Мы не осознавали того, что превратились в инструмент политики Гитлера, и пассивно наблюдали, как подвергалась нападкам церковь, как притесняли евреев. Ослепленные харизмой Гитлера и его «достижениями», молодые люди буквально хлынули записываться на службу в Вермахт... Как мог народ, давший миру Гете и Бетховена, превратиться в слепо послушного раба такого вождя? Как мог он впадать в истерию, едва тот разевал рот перед зрителями, как, например, происходило это на стадионах в Берлине?» (с) Ханс фон Люк. На острие танкового клина.
«Переоценка силы своей воли и своего умения имела, далее, своим следствием то, что Гитлер все чаще пытался вмешиваться в руководство нижестоящими командными инстанциями путем отдачи отдельных распоряжений...» (с) Эрих фон Манштейн. Утерянные победы.
Что же, думаю, этого вполне достаточно «для ознакомления». Впрочем, эти цитаты — лишь верхушка айсберга. И да, определенная доля упреков может и была бы справедливой, если бы эти «бывшие генералы фюрера» не делали такого массового и важного акцента на фигуре Гитлера. Забывая при этом о собственных «косяках», равно как и о том, что все они, в той или иной мере, выполняли его приказы.
Так в чем причина такого поведения? Причин несколько. Во-первых, между Гитлером, его ближайшим военно-политическим окружением и прочими военачальниками действительно существовал некоторый скрытый антагонизм. Фюрер считал многих своих генералов «отсталыми от жизни», пассивными, опасливыми и «узкими спецами» в худшем смысле этого слова.
А генералам же, напротив, Гитлер казался выскочкой, «ефрейтором Первой мировой». Мол, этот бывший художник и крикливый оратор не имеет права нас, таких образованных в своей сфере, поучать.
Во-вторых, немецки генералам после войны очень уж хотелось представить и себя жертвами Гитлера. Звучит парадоксально, но это так. «Это не мы, это все он, злобный неуравновешенный диктатор, он нас заставил быть плохими» — так можно охарактеризовать позицию многих таких военных.
Тем более, что тот же Гудериан или тот же Манштейн, будем честны, так толком и не ответили за свои преступления на территории СССР. В такой ситуации решение а-ля «давайте свалим все на Гитлера, ему-то уже, в принципе, все равно» выглядит логичным. Тем более, что практически все упомянутые выше люди «без работы» не остались: например, консультировали «зарождающийся» Бундесвер. И им требовалось срочно «почистить карму», показательно облить помоями своего бывшего начальника.
Но я назову еще одну причину, третью. И, пожалуй, психологически она, именно она стоит на первом месте. Немецкие военные в своих мемуарах как будто оправдываются: «мы бы победили, обязательно победили бы, но Гитлер, такой-сякой, нам помешал». Многим немецким генералам было тяжело признать, что эти «русские» их, таких талантливых «рыцарей псов войны», в итоге, побили. Гораздо легче списать свое поражение на «русские просторы», на грязь и холод и на Гитлера, конечно же. Да вы посмотрите на названия: «Преданные сражения», «Утерянные победы». Типа, мы почти победили, но нам помешали, какая незадача, советские танки в Берлине, блин.
Кстати, некоторые немецкие военные из вермахта остались и в ГДР. Одним из них был бывший полковник вермахта Вильгельм Адам (как и его бывший начальник, Фридрих Паулюс). Он тоже оставил воспоминания (и внес свой вклад в создание армии ГДР). И там есть вот такие, любопытные, строки:
«Он верно служил Гитлеру, пока тот осыпал его орденами и отличиями за тактические успехи. Однако, когда после разгрома Южного фронта в 1944 году Манштейн был милостиво уволен в отставку, он начал изображать из себя непризнанного стратега и бранился, но не потому, что Гитлер напал на Советский Союз, а потому, что «ефрейтор» ничего не смыслил в «военном искусстве»...» (с) Адам Вильгельм. Катастрофа на Волге.
Да, это про Манштейна. С Адамом Вильгельмом в этом отношении был согласен и Фридрих Паулюс. Конечно, кто-то скажет: но ведь они жили в «советской» Германии. Да, жили. И осуждали (по крайней мере, на словах) саму идеологию Третьего Рейха и агрессивную политику нацизма, а не «Гитлера в вакууме, который всем мешал». А вот еще одна цитата, из того же Адама Вильгельма:
«Повторим еще раз главную истину: военное руководство, генеральный штаб и военачальники были на стороне Гитлера. Они оказались бессильными, столкнувшись с противником, который превосходил их в военном и моральном отношении, столкнувшись с Советской Армией, которой командовали полководцы, превосходившие немецких военачальников...» (с) Адам Вильгельм. Катастрофа на Волге.
Кто-то скажет: но ведь СССР победил далеко не сразу, Адам Вильгельм как будто бы «упрощает», в его словах заметен некоторый «пафос». Но не будем забывать: этот человек был в Сталинграде, он попал в окружение. И прекрасно видел процесс уничтожения армии своего начальника Паулюса.
А многочисленные мемуары немецких военачальников на западе хоть и представляют интерес, все же грешат попытками максимально «отгородиться» от Гитлера. Именно эти мемуары стали основой мифа о «жестоком злом Гитлере с эсэсовцами» и о «благородных генералах и солдатах вермахта в белых перчатках, которые не при чем». Манштейн, Гудериан и прочие ругали Гитлера «задним числом» не только из-за личных обид и «недопониманий», но и для восстановления собственной репутации.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.