Иногда в детских книжках авторы прячут "подарочки" для родителей, которые их читают. Например, остроумную шуточку, которая не по зубам малышу, но вызывает на лице взрослого читателя довольное выражение. Это, конечно, высокое мастерство, которым например, прекрасно владеет Астрид Лингрен и Эдуард Успенский. Но иногда автор не развлекает взрослого читателя, а устраивает ему сеансы ненавязчивой педагогики, показывая родительство с разных сторон - красивых и не очень.
Прекрасное пособие для "продвинутых" родителей, умеющих читать между строк - это история Петсона и Финдуса иллюстратора и писателя Свена Нурдквиста.
Вкратце для тех, кто пока не читал: Петсон - одинокий, чудоковатый, рассеянный холостой старик, живущий в небольшой шведской деревушке. Он держит кур, любит ходить на рыбалку и не очень любит общаться с людьми. Не из вредности, скорее из скромности. Необычайно интересной жизнь Петсона становится после появления котёнка Финдуса, с которым они беседуют, устраивают охоту на лис, ходят в поход, дразнят быка и вообще вытворяют нечто невообразимое с самым серьёзным видом.
Дети хохочут над проделками Финдуса, заворожено рассматривая иллюстрации автора, а родители могут порассуждать о... ПЕТСОНОВСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ. Да-да, отношения старика и кота очень напоминают детско-родительские. И по мере взросления кота напоминают даже родительско-подростковые.
Несколько небанальных советов из ПЕТСОНОВСКОЙ педагогики, которые способны сделать отношения родителей и детей более тёплыми:
1) опыт важнее знания.
Даже если вы точно знаете, что будет, если ребёнок сделает одно /второе /третье, гораздо важнее дать возможность малышу самому испытать какую-то закономерность на опыте. Даже если вы умеете хорошо объяснять "на пальцах" :)
Пример из книги "Переполох в огороде":
- Не нужны мне пять-десять картофелин и морковку я не люблю. А нельзя вместо этого посадить тефтельки?
- Посадить можно всё, что угодно. Только новые тефтельки не вырастут, - сказал Петсон.
- А я все равно попробую, - настаивал Финдус.
- Вот и попробуй!
2) умение извиняться и признавать свои ошибки важнее, чем умение их не совершать.
Родители ошибаются всё время: в силу незнания, неопытности, усталости, случайности, да просто без причины! Мы наказываем ни за то и не так, ругаемся, когда нужно сдержаться. Это не беда! Главное, уметь вовремя извиниться и, по возможности, объяснить ребёнку происходящее. Знать, что взрослые иногда кричат, не потому что ребёнок заслуживает хорошую взбучку, а просто из-за тяжёлого дня, полезное знание.
Пример из книги "Петсон грустит":
Котенок уставился на хозяина. Таким злым он не видел Петсона никогда. Петсон тяжело вздохнул и сдулся, как проколотая камера. Вид у него был бесконечно несчастный.
- Прости, Финдус, - устало сказал он. - Я знаю, что нельзя так кричать на своих котов. Но сегодня такой ужасный день. Хочется, чтобы он уже как можно скорее закончился.
3) иногда, чтобы удержать, надо уметь отпускать.
Звучит, как фраза из сборника сомнительных цитат, избороздившая просторы пабликов в контакте. Но в контексте родителей и детей признать её справедливость - большая победа, ведь мы всегда видим наших детей маленькими и не хотим никуда от себя отпускать. Петсон тоже не хотел отпускать Финдуса, когда тот решил переехать, но смог взять себя в руки и даже помочь с обустройством нового дома. Всё закончилось хорошо, спустя 3 дня кот вернулся под "отцовское крыло" Петсона и больше тему переездов не поднимали, но был бы финал таким удачным, если бы Петсон заупрямился и не дал коту уйти?
Пример из книги "Финдус переезжает":
Старик сидел за столом в одиночестве.
"Надо же, как тихо стало в доме без кота, - думал он. - Странное чувство. Не завидую я тем, у кого котов вообще нет. Горе мне, горе. Интересно, чем он там сейчас занимается?" - прислушался Петсон.
Он раскрыл кухонную дверь. Немного погодя издалека донеслись приглушенные звуки прыжков. "Хорошо, что он все-таки рядом, - подумал Петсон. - Если ему станет одиноко, он всегда сможет вернуться."
4) поддерживать и создавать надёжный тыл важнее, чем исключать все опасности.
В этом вопросе мы все "двоечники"! "Не лезь высоко - упадёшь", "не лезь в песок - испачкаешься", "не разгоняйся слишком сильно", "не съезжай с самой высокой горки". Узнаете? Мы пытаемся уберечь от опасности, вместо того, чтобы дать поддержку и опыт. Петсон бы сказал : "Тут высоко, я буду тебя подстраховывать", "Съезжай, только аккуратно", "Пойдём погоняем на стадионе / в парке, где нет машин".
Пример из книги "История о том, как Финдус потерялся"
- Надо тебе изучить все лазейки, чтобы знать. где можно спрятаться, если придет лиса или какая-нибудь глупая собака. Ну, побегай немного, а я подожду.
Финдус в ужасе схватился за большой палец Петсона, но старик высвободил палец и посадил котёнка на ржавую бочку.
- Тебе совершенно нечего бояться, - сказал он. - Я никуда не ухожу.
Финдус нерешительно осмотрелся. Потом перескочил на старую пилу, с нее - на ржавый велосипед. И наконец осмелился спрыгнуть на землю.