В свои 75 он по-прежнему молод душой и энергичен. Да и как быть иначе, если за плечами комсомольский опыт и мудрость работы партийного и государственного руководителя. Свой 75-летний юбилей бывший заместитель губернатора Тульской области, депутат Государственной Думы Анатолий Артемьев отмечает 14 декабря.
Подпись Путина
– Анатолий Иванович, есть история, как вы с нынешним президентом России познакомились еще в период его работы у Собчака. Поделитесь.
– Получилось так, что наш «Новомосковскбытхим» остановился, не мог дальше работать. Людям четыре месяца не платили зарплату, и откуда ее брать непонятно. Раньше ведь завод только производил продукцию, а все остальные проблемы за него решали главк, министерство. Когда убрали министерства, «Бытхим» остался один на один со своими бедами и синтетическими моющими средствами, которые они выпускали. Где брать деньги, на что покупать ингредиенты, газ, куда отправлять товар? На эти вопросы ответов не имелось. То, что раньше было в главке, теперь надо самим создавать на местах. И мировая практика показывает: хорошо работают только те заводы, которые входят в корпорации и холдинги.
На «Бытхиме» был проведен инвестиционный конкурс, получено разрешение правительства привлекать иностранных инвесторов. От «Проктер энд Гембл» уже было предложение создать совместное предприятие. Теперь нужно было получить на это разрешение, а выдать его могла только та областная власть, где эта организация зарегистрирована. Представительство «Проктер энд Гембл» было зарегистрировано в Ленинграде. И сделать это надо было быстро.
– И тогда…
– Я переговорил с Собчаком, с которым был знаком по работе в Конституционном совещании. Наша делегация поехала в Ленинград. Собчак нас принял, пригласил Путина, который был его заместителем по внешнеэкономическим связям, и дал ему поручение срочно подготовить документы. Мы походили по городу, посмотрели достопримечательности, а к вечеру договор был готов. На том документе стояла и подпись Владимира Владимировича. Этот договор с его подписью теперь вывешен на видном месте в конторе «Проктер» в Новомосковске.
Так мы создали совместное предприятие, которое теперь успешно работает на тульской земле, стало крупнейшим в Европе. Полученный опыт мы потом использовали в проведении инвестиционных конкурсов на Гипсовом комбинате и на новомосковском «Азоте». И сегодня мы имеем крупнейшие не только в стране, но и в Европе предприятия «Гипс-Кнауф», «Проктер энд Гембл» и «Еврохим».
– Вы ведь работали над другим громким проектом – ефремовским аэропортом. Почему именно Ефремов? Странный выбор.
– Потому что мало кто знает подробности. Так же была самая длинная взлетно-посадочная полоса в стране – около четырех километров. В Афганистан и куда угодно транспортные военные самолеты летали через нас. И это была резервная площадка для «Бурана» – нашего советского космического корабля многоразового использования. По замыслу, «Бураны» из космоса могли возвращаться именно сюда. А потом, когда начали экономить, аэродром закрыли.
Но есть и еще один аспект. Восстановление аэропорта было включено в программу развития аэропортов России и подписано Путиным, который тогда был премьер-министром России. Что получала бы область: международный аэропорт и инфраструктуру. В частности, завод по выпуску керосина – на это уже дал согласие «Лукойл», завод по техническому обслуживанию боингов, гостиницу и организации, которые обслуживали бы комплекс. Всего более пяти тысяч рабочих мест. При Дудке, надо отдать ему должное, было создано акционерное общество «Тульская авиация», его возглавили приглашенные из Москвы квалифицированные руководители, была проведена большая предварительная работа с «Лукойлом», компанией «Боинг», аэропортом Домодедово, и ефремовский аэропорт должен был стать его филиалом. (Подробнее)