Найти в Дзене
Василиса Премудрая

Великий полоз и Хозяйка Медной Горы родственники

Оглавление

(Иллюстрация Вячеслав Назарук для книги П.Бажов "Медной горы хозяйка")
(Иллюстрация Вячеслав Назарук для книги П.Бажов "Медной горы хозяйка")

Пролог

Мы стали предательски забывать и надменно игнорировать наши сказки. Результат, если честно, так себе.

И дело не в том, что голливудские мультфильмы учат «не тому». Просто они нагло снимаются по одному и тому же сценарию, где меняется только место действия и имена персонажей. В общем, в них нет той глубины, к которой привыкли мы. Те, кто с детства помнят, как бабушкины сказки, рассказанные на ночь, приходили во сне, а мы оказывались в них главными героями. И на утро просыпались полные сил, радости, бесконечного счастья от уверенности в абсолютной власти добра над злом.

Одним из самых запоминающихся образов детства были Великий Полоз и Хозяйка Медной Горы из «Уральских сказов» и «Малахитовой шкатулки» Павла Петровича Бажова (1879 – 1950).

Основано на реальных событиях?

Справка: Полоз - (лат. Coluber) — род змей семейства ужеобразных.

Итак, по приданию Великий Полоз – это священный дух, являющийся в виде получеловека-полузмея, которому подвластно всё богатство Урала.

Любопытно, что даже в предисловии первому изданию Бажов ссылается на то, что Великий Полоз вовсе не вымышленный персонаж, а вполне реальный, что подтверждается многочисленными поверьями и сказаниями Хантов, Зырян, Манси, Башкир и других народностей Великого Урала. Из них следует, что здесь встречались (и до сих пор встречаются) крупные рептилии этого вида.

(фото из интернета, Великий полоз)
(фото из интернета, Великий полоз)

Документальные свидетельства:

1871 г. Северный Урал. Горный инженер Лебединский увидел гигантскую змею. Игнорируя местного проводника, который предупредил, что полоза нельзя трогать, потому, что можно навлечь гнев духов, инженер несколькими выстрелами из ружья картечью убил тварь. Длина экземпляра оказалась 16 метров. Его шкура была передана (а скорее всего, продана) в Лондонский Музей Естествознания.

1889 г. Журнал «Природа и охота» напечатал статью о том, что весной в окрестностях поселка Сысерть (кстати, родины Бажова) появился змей длиной 10 аршин (≈7 м 11 см). Описание: «Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие выразительные, человеческие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные».

1961 г. Озеро Большое Миассово. Местная жительница наткнулась на змею длиной около пяти (5) метров. Она не испугалась, а стала бросать в змея камнями, и тот уполз.

1982 г. На поверхности священного озера манси Тур-Ван видели существо метров шести длиной, по своим повадкам и физическим параметрам очень похожее на Анаконду.

Персонажи Бажова

Обратим внимание: Нет ни одного свидетельства об агрессии по отношению к человеку со стороны исполинского «ужика». Наоборот, по приданиям змей указывал добрым старательным людям, где пролегают золотоносные жилы и спрятаны драгоценные камни, а злых и алчных наказывал. Равно как и Хозяйка Медной горы, которая, то девицей прекрасной обратиться, то ящеркой в короне. Добрых награждает, а к тем, у кого помыслы нечисты – немилостива и безжалостна.

(Иллюстрация Н.Кочергин для П. Бажов. "Малахитовая шкатулка")
(Иллюстрация Н.Кочергин для П. Бажов. "Малахитовая шкатулка")

Поначалу может сложиться впечатление, что в сказах Бажова Великий Полоз и Хозяйка Медной Горы персонажи существующие каждый сам по себе. Но подлинная мудрость этих произведений заключается в том, что это существа мужского и женского рода у которых моральные и духовные принципы одинаковы. То есть, можно смело сказать, что это яркая иллюстрация фразеологизма «Муж и жена – одна сатана». Хотя в нашем случае больше подходит аналог этой поговорки «Жена и муж – змея да уж».

Эпилог

Мы стали предательски забывать и надменно игнорировать наши сказки. Результат, если честно, так себе.

Но, Великий Полоз и Хозяйка Медной горы – это духи, живущие не только в ареале Уральских гор. Они вездесущи. Поэтому, все чаще мы слышим о людях, которых погубило корыстолюбие. А первая мысль, которая приходит после таких новостей: «Еще один наказан. Нечего быть таким жадным». Это ли не доказательство очередной победы добра и его абсолютной власти над злом?

(авторский текст Изба-писальня "Василиса Премудрая" )

Сказки
3041 интересуется