В Пакистане нарастает волна протестов, начавшихся еще в октябре. Одиннадцать оппозиционных партий, объединенных в Пакистанское демократическое движение, начали масштабный длительный митинг в Лахоре, втором по величине городе страны. А в январе 2021 года планируется марш на Исламабад с целью свержения правительства Имрана Хана. За что?
Состав протестующих
Несмотря на демократическое название, в альянс объединились самые разные силы, включая правых националистов и исламистов. Во главе встал Фазл-ур-Рехман, лидер партии Джамият Улема-и-Ислам (Ассамблея исламских священнослужителей).
Интересно, что среди руководства оппозиционной коалиции три бывших премьер министра Пакистана, - Наваз Шариф, Раджа Первез Ашраф и Шахид Хакан Аббаси, а также один экс-президент - Юсуф Али Зардари. Так что новичками в политике их не назовёшь.
И становится понятным утверждение Имрана Хана, что "оппозиция - это группа мародеров и грабителей, которые украли богатство страны, когда они были у власти, и теперь жалуются, потому что их привлекли к ответственности".
Чем не устраивает Имран Хан?
Имран Хан, в прошлом профессиональный игрок в крикет, возглавил страну в 2018 году. Он провозгласил курс на либеральную экономику, создание государства всеобщего благосостояния, снижение влияния бюрократии, борьбу с коррупцией, модернизацию полицейской системы и мирное будущее демократического Пакистана. Несмотря на противоречивость сочетания этих тезисов в одной программе, в целом для Пакистана выглядит все позитивно.
Однако, протестующие возлагают на его правительство ответственность за рост инфляции, низкие темпы роста экономики, отсутствие возможностей для бизнеса. Учитывая, что эти проблемы во время пандемии поразили многие страны мира, понятно, что это лишь удобный повод свести счеты.
Проблемы Пакистана
Пакистан - пятое по численности населения государство на планете с чрезвычайно высокими темпами прироста. Если в начале XX века на этой территории (в составе Британской Индии) проживало около 16 миллионов человек, то в начале XXI - в 10 раз больше, около 160 миллионов. А за последние 20 лет страна приросла еще почти на 60 миллионов - до 219, 642 млн. чел, обогнав при этом Бразилию.
При такой демографии неизбежны социальные проблемы - безработица, бедность, социальная напряженность. На этой почве буйным цветом расцветает радикальный исламизм, нередки теракты. Последний, кстати, произошел два дня назад в пограничном Равалпинди - при взрыве мины, заложенной рядом с полицейским участком, было ранено 23 человека.
Кто стоит за оппозицией?
Традиционно политические силы Пакистана подразделяются на три основные группы - силовики (армия, спецслужбы и связанные с ними политики), исламисты и либералы-западники. Имран Хан относится к первым, а остальные две группы и сплелись в причудливой оппозиционной коалиции.
Они долго не могли договориться, но осенью 2020 года все волшебным образом поменялось. Видимо, появились внешняя сила, подтолкнувшая их к сближению и активизации протестов. Кто же это? Учитывая тесное сотрудничество Пакистана с Китаем и вхождение по его протекции в ШОС в 2017 году, нетрудно догадаться, кому выгодны беспорядки в "Стране чистых".
Это косвенно подтверждает и позиция США во время последнего крупного обострения индо-пакистанского конфликта в феврале 2019 года, о чем я подробно писал ранее.
Итог
Возможно, политические потрясения в Пакистане не были бы важны для остального мира, особенно для стран, с ним не граничащих. Однако, не будем забывать, что это государство с ядерным оружием, не подписавшее Договор о его нераспространении.
Конечно, Имран Хан не является большим другом России. Однако свержение его правительства и приход к власти исламистов (а в коалициях исламистов с демократами всегда побеждают исламисты, что наглядно показал опыт Египта в 2011 году) многократно умножает риски. Потому для всех лучше, если власть останется в руках Имрана Хана, опирающегося на военных. И он, как мастер крикета, сумеет отбить и этот мяч.
Спасибо за Ваши лайки и подписки!)