Найти в Дзене

Как стать самозанятым и не пожалеть об этом

Как зарегистрироваться, к каким документам подготовиться, в чем особенности договора с самозанятым.
Оглавление

Добрый день! С Вами я, Елена Догадаева, практикующий SMM-специалист и специалист по созданию сайтов на Tilda. Уже давно озадачена вопросом и вот оно! Свершилось! Теперь я САМОЗАНЯТЫЙ ГРАЖДАНИН!

С юридической стороны всё не так уж и сложно! Делюсь опытом!

КАК ОФОРМИТЬ СТАТУС САМОЗАНЯТОГО

Я не стала принципиально выбирать банк или приложение. Открыла мобильное приложение СбербанкОнлайн, сделала несколько действий и в назначенное время сходила ближайшее отделение Сбербанка.

Итак, пошагово:

1) Открываешь приложение СбербанкОнлайн и в строке поиска пишешь СВОЕ ДЕЛО

2) Далее система предложит вам оформить карту для взаиморасчетов с заказчиками и налоговых отчислений. Разные условия и тарифы. Выбираете по душе.

3) Далее ждем несколько дней. Как только карта поступит в выбранное вами отделение Сбербанка, придет СМС и надо придти лично в банк. Тут вы с менеджером подключите несколько бесплатных сервисов от партнера банка, скачаете на телефон некоторые приложения, например, Сбербаркет и что-то еще. Их можно удалить, не пользоваться, либо воспользоваться бесплатно халявой: например, месяц фильмов в подарок!

4) Как только вы оставите все свои подписи в банке и вас отпустят, перезаходите в приложение СбербанкОнлайн, снова ищите СВОЕ ДЕЛО и выполняете все действия поэтапно.

Собственно мой вид деятельности это верстка, дизайн, администрирование, маркетинг, копирайтинг сайтов на Тильда, а также соцсетей. Поэтому мои услуги в данном списке. Вы выбираете свой набор услуг!

5) Далее ждете СМС от налоговой (от MoyNalog). Классное поздравление, но звучит как-то с подковыркой от государства! :)

СМС, которое подтверждает статус самозанятого
СМС, которое подтверждает статус самозанятого

Сейчас необходимо вписать банковские реквизиты в договор с Заказчиком и работать на себя!

Поздравляю всех, кто решился на этот шаг! Успехов всем!

ДОКУМЕНТАЦИЯ С САМОЗАНЯТЫМ

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА

Договор с самозанятым — это не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера.

-3

Самозанятый сотрудник выступает в виде подрядчика для выполнения работы, поэтому в договоре следует четко указать объем, срок выполнения, а также те основные критерии, за выполнение которых будет производиться оплата заказа.

Если с ним заключается несколько договоров за определенный срок, то желательно, чтобы задачи, требующие выполнения, не были однотипными, повторяющимися каждый раз. Налоговая служба и трудовая инспекция могут посчитать, что за гражданско-правовым договором скрываются трудовые отношения. Подобное нарушение влечет административную ответственность, за которую положены штрафы.

Исключите ошибки в договоре ГПХ с самозанятым:

  • График работы. Самозанятый специалист самостоятельно решает, где и когда будут выполняться поставленные задачи. Главное, чтобы он уложился в обозначенные сроки. Если же человек работает по конкретному графику, то он соблюдает правила внутреннего трудового распорядка компании, а потому является ее штатным сотрудником.
  • Материальная ответственность. Самозанятый специалист не несет материальной ответственности. Если же она на него возлагается, это является явным признаком, что он сотрудник компании.
  • Расчетные листки и ведомости о выплате ЗП. Расчеты с самозанятым специалистам фиксируются расходным кассовым ордером или безналичным платежом на лицевой счет. Кроме того, регулярные одинаковые платежи могут свидетельствовать о трудовых отношениях, поскольку при договоре ГПХ устанавливаются разные задачи, за которые и оплата должна различаться.
  • Первичная документация. При сотрудничестве по договору ГПХ не должна оформляться первичная документация, как при обычном трудовом процессе, например, путевые листы водителей транспортных средств, заявки на транспортировку груза и т.д.
  • Акт выполненных работ. Данный документ оформляется при договоре ГПХ. Заполняется на каждый договор по окончании срока исполнения порученного задания. Не желательно формировать акты ежемесячно, чтобы у контролирующих органов не возникло вопросов.
  • Журнал посетителей. Если вы ведете учет посетителей и самозанятый гражданин будет мелькать в нем регулярно, то это лишний повод для налоговой инспекции, чтобы обозначить его штатным сотрудником! Разрешено появляться офисе компании раз в месяц для заключения договора и подписания акта выполненных работ.
  • Внутренняя переписка. Налоговая инспекция может проверить переписку компании с исполнителем. Если работодатель ежедневно контролирует выполнение работы физическим лицом, то отношения носят трудовой характер. В этом случае заключение договора ГПХ недопустимо, за что положен штраф.

Я сама разрабатывала себе договор. Взяла за основу договор с физическим лицом, добавила/исключила пункты под договор ГПХ с самозанятым, направила его своему заказчику. Далее мы согласовали приложение к договору, в котором зафиксировали работы, сроки их выполнения, стоимость услуг.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖЕН ПРЕДОСТАВИТЬ САМОЗАНЯТЫЙ СВОЕМУ ЗАКАЗЧИКУ

После выполнения заказа и получения оплаты, важно чтобы специалист предоставил чек. Этот документ будет основополагающим для налоговой инспекции, при сдаче отчетности. Если чек о получении оплаты не будет предоставлен, то налоговая приравняет данную услугу к выплате физическому лицу и наложит на данную сумму выплату налога по НДФЛ, а также все сопутствующие взносы в различные фонды.

1) ЧЕК. Этот документ формируется в мобильном приложении «Мой налог». Все просто. Заносите новую продажу — ОК — Система формирует чек и предлагает отправить любым удобным способом. Можете отправить сразу на почту Заказчику. Тут всё.

Чек из мобильного приложения "Мой налог"
Чек из мобильного приложения "Мой налог"

Если документ выписан с ошибками (например, указали неверную сумму или дату), можно отменить и сформировать документ заново.

2) АКТ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ. Для СЗ этот документ не обязателен. Однако, если вы работаете с ИП или ЮЛ, то бухгалтерия может его у вас попросить. В целом, этот документ очень удобен. Акт подписан, дела сделаны, претензий к вам нет, период закрыт, все вопросы тоже закрыты.

Пример акта. Бланк сформирован в программе "1С:Платежные документы"
Пример акта. Бланк сформирован в программе "1С:Платежные документы"

3) СЧЕТ НА ОПЛАТУ. Заказчики по договору часто спрашивают счет на оплату. Это удобно. Все данные указаны, искать банковские реквизиты не требуется. Документ не обязателен для СЗ, но рекомендую с ним работать.

Пример  счета. Бланк сформирован в программе "1С:Платежные документы"
Пример счета. Бланк сформирован в программе "1С:Платежные документы"

4) ДОГОВОР С ЗАКАЗЧИКОМ. Про договор описано подробно выше. Но добавляю в список документов, как самый главный документ. Пропишите все нюансы и обязательно подпишите оба бланка, чтобы в будущем не было терок с вашими клиентами!

Чеки и акты формируются по итогам оплаты и выполнения услуг. Документы передаются в бухгалтерию заказчика. Подписывайте и собирайте документы сразу, чтобы в будущем, через год или больше, не было срочной необходимости всё искать и заново переподписывать. Либо используйте программу "1С:Бухгалтерия" или "1С:Платежные документы" и подписывайте всё в электронном видет (сервис "1С-ЭДО"). Контактами партнера 1С могу поделиться, оставьте комментарий.

-7

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С САМОЗАНЯТЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

  1. Составьте договор правильно. Пропишите все нюансы и детали выполнения заказа. Оговорите в нем стоимость и сроки выполнения услуг.
  2. Обязательно в договоре или в дополнительном соглашении пропишите пункт о сохранности конфиденциальной информации и неразглашении. Это обезопасит ваш бизнес от возможных проблем и утечки информации в процессе или после выполнения проекта.
  3. Пропишите в договоре контактные данные ответственных лиц, закрепленных за проектом.
  4. Определите точки контроля выполнения работы (по итогам месяца или промежуточные даты; по факту выполнения конкретных работ). В случае необходимости распишите этапы работы.
  5. По факту проведения оплаты за выполненную работу должен предоставляться чек, чтобы не было будущих проблем с налоговой службой. По итогам выполнения работы заказчику предоставляется акт выполненных работ. Сразу договоритесь, каким образом и в какие сроки эти документы будут переданы в бухгалтерию заказчика.
  6. Согласуйте план работы на предстоящий период. Если оплата производится за один календарный месяц, то и план должен составляться на один месяц вперед, а лучше на два. Заранее фиксируйте интересные моменты, которые хочется реализовать в вашем проекте, и тогда вам не придется «сочинять» работу на целый месяц с нуля.
-8

КАК ДОКАЗАТЬ СТАТУС САМОЗАНЯТОГО СПЕЦИАЛИСТА

Всё просто! Скачиваем мобильное приложение «Мой налог», проходим мастер настроек по регистрации самозанятого (я это сделала в мобильном приложении СВОЕ ДЕЛО от СберБанка, поэтому все данные автоматом подгрузились в «Мой налог», я лишь добавила номер счета) и переходим во вкладку «Прочее» в правом нижнем углу.

Далее проваливаемся в пункт «Справки» и выбираем нужный нам документ. Справка о постановке будет нашим доказательством в реальности статуса самозанятого. Система предлагает Справку о доходах. Возможно она нужна в каких-либо фондах или при получении банковского кредита.

Как видите всё не так сложно! Просто надо немного постараться в самом начале, а дальше все будет по шаблону!

Подписывайтесь на новости моей группы! Ловите ключ для рассылки » https://vk.com/app5898182_-89740642#s=974679

УСПЕХОВ В ДВИЖЕНИИ И САМОПРОДВИЖЕНИИ!

Автор статьи Елена Догадаева

SMM-специалист по продвижению бизнеса в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграм, создатель сайтов на Tilda, автор проекта «SMM Quest»

По всем вопросам можно обращаться в Телеграм: @elenadogadaeva