Хобсоны, Джесси (Кейт Босуорт) и Марк (Томас Джейн), переживают трагическую смерть сына Шона, утонувшего в ванне в их большом, красивом доме. Не дожидаясь, когда душевная рана до конца зарубцуется, пара усыновляет 8-летнего Коди (Джейкоб Тремблей). Мальчонка в три года потерял мать и до Хобсонов успел сменить две приемные семьи. Первая от него отказалась, вторые родители и вовсе сбежали из собственного дома, оставив Коди на месяц одного — пока ситуацию не разглядела соседка.
Джесси и Марк твердо настроены перезапустить забуксовавшую после трагедии жизнь и начать все с чистого листа. Новый отец заваливает Коди игровыми приставками и семейными ужинами с любимой пиццой, а мать выдавливает остатки душевной горечи на сеансах реабилитационной группы. Перевернуть страницу, однако, не удается. Коди боится спать, отказывается принимать снотворное и внимательно изучает единственное, оставшееся после смерти Шона семейное фото, выкинуть которое у Джесси не хватило сил. Когда же Коди все-таки засыпает, дом наполняется цветастыми бабочками. Вместе с ними в дом проникают монстр Кракмен и... погибший сын Хобсонов.
«Сомния» — новая работа перспективного хоррормейкера Майка Флэнегана, которого нишевое сообщество хвалит, начиная с первого полного метра «Отсутствие». За пять лет в большом кино Флэнеган приобрел умеренный культовый статус с попавшими «direct-to-video» — спасибо Netflix — «Отсутствием» и «Тишиной» и вкусил первый коммерческий успех, свалившийся на его «Окулус». «Сомнию» он снял в 2013 году, между «Окулусом» и «Тишиной», но в прокат фильм выходит только сейчас, да и то не везде. Причиной такого временного забвения стало громкое банкротство кинокомпании Relativity Media, собиравшейся выпустить фильм в американский прокат еще год назад.
История довольно печальная для любого молодого режиссера, но в случае с «Сомнией» в ней проглядывается какая-то высшая справедливость. Это самый слабый из четырех фильмов Флэнегана. Сорвать с таким банк в прокате можно было только по горячим следам «Окулуса», что, вероятно, и планировало сделать руководство Relativity Media. Но слава успешных фильмов ужасов выветривается очень быстро. А как самостоятельное высказывание «Сомния» явно мелковат, максимум — упражнение в жанре.
Главный изъян «Сомнии» кроется в заурядном сценарии. Флэнеган, всегда снимающий по собственной драматургии, на этот раз явно не дожал. Ночные прогулки по спящему дому, закрытые двери, монстры, то затаившиеся под кроватью, то торжественно спускающиеся с потолка, потусторонние дети с пустыми глазницами и выползающими изо рта насекомыми, и невозмутимые родители, которые разбираются в ситуации минут на тридцать-сорок позже зрителя — все это уже было в американском изводе J-хоррора. Флэнеган опоздал лет эдак на десять-пятнадцать.
Он, конечно, не пытается вернуть быстро увядшую моду, но пляшет от имеющегося сценария, решенного в самом ненадежном субжанре хоррора — про кошмарные сны. И, стоит признать, выжимает из него по максимуму. Режиссер он очень традиционный, но небесталанный — «Окулус» действительно был крепким середняком с хорошим темпом и красивым твистом. «Сомнию» ему удается разогнать ближе к финалу и несколько раз даже погнать стадо мурашек по коже, но для этого зрителю придется пересидеть целый час избитых клише.
Секретным оружием проекта мог бы стать юный Джейкоб Тремблей из «оскароносной» «Комнаты», главный на сегодня ребенок-актер, которого по какому-то недоразумению Киноакадемия забыла включить в список номинантов. Но у Флэнегана и здесь пасьянс не сошелся. «Сомнию» снимали за год до того, как Тремблей прошел школу Ленни Абрахамсона. Потому мальчик дежурно излучает детское обаяние, хлопает своими огромными, бездонными глазищами и жалобно произносит «Простите».
«Сомнию» точно не назовешь худшим в мире хоррором. По крайней мере, здешнее уныние не вызывает смех, а финал, пусть и с натяжкой, но можно назвать «гуманистическим». Просто для набирающего высоту режиссера, которому большие студии после «Окулуса» доверили не самый простой роман Стивена Кинга «Игра Джеральда» и римейк «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (разработка проектов продолжается), ждешь чего-то более пробирающего.
Словом, смотреть только упертым фанатам мейнстримного хоррора и поклонникам глянцевой красоты Кейт Босуорт, удивительной актрисы, одним фактом своего присутствия делающей любое кино необязательным. Тем же, кто оценил феноменальную работу Джейкоба Тремблея в «Комнате», ловить здесь совершенно нечего.
#кино #рецензия #сомния #томас джейн