Найти тему
Kinomania.ru

Рецензия на фильм «Сомния»

Фильм «Сомния»
Фильм «Сомния»

Хобсоны, Джесси (Кейт Босуорт) и Марк (Томас Джейн), переживают трагическую смерть сына Шона, утонувшего в ванне в их большом, красивом доме. Не дожидаясь, когда душевная рана до конца зарубцуется, пара усыновляет 8-летнего Коди (Джейкоб Тремблей). Мальчонка в три года потерял мать и до Хобсонов успел сменить две приемные семьи. Первая от него отказалась, вторые родители и вовсе сбежали из собственного дома, оставив Коди на месяц одного — пока ситуацию не разглядела соседка.

Джесси и Марк твердо настроены перезапустить забуксовавшую после трагедии жизнь и начать все с чистого листа. Новый отец заваливает Коди игровыми приставками и семейными ужинами с любимой пиццой, а мать выдавливает остатки душевной горечи на сеансах реабилитационной группы. Перевернуть страницу, однако, не удается. Коди боится спать, отказывается принимать снотворное и внимательно изучает единственное, оставшееся после смерти Шона семейное фото, выкинуть которое у Джесси не хватило сил. Когда же Коди все-таки засыпает, дом наполняется цветастыми бабочками. Вместе с ними в дом проникают монстр Кракмен и... погибший сын Хобсонов.

«
Сомния» — новая работа перспективного хоррормейкера Майка Флэнегана, которого нишевое сообщество хвалит, начиная с первого полного метра «Отсутствие». За пять лет в большом кино Флэнеган приобрел умеренный культовый статус с попавшими «direct-to-video» — спасибо Netflix — «Отсутствием» и «Тишиной» и вкусил первый коммерческий успех, свалившийся на его «Окулус». «Сомнию» он снял в 2013 году, между «Окулусом» и «Тишиной», но в прокат фильм выходит только сейчас, да и то не везде. Причиной такого временного забвения стало громкое банкротство кинокомпании Relativity Media, собиравшейся выпустить фильм в американский прокат еще год назад.

История довольно печальная для любого молодого режиссера, но в случае с «Сомнией» в ней проглядывается какая-то высшая справедливость. Это самый слабый из четырех фильмов Флэнегана. Сорвать с таким банк в прокате можно было только по горячим следам «Окулуса», что, вероятно, и планировало сделать руководство Relativity Media. Но слава успешных фильмов ужасов выветривается очень быстро. А как самостоятельное высказывание «Сомния» явно мелковат, максимум — упражнение в жанре.

Главный изъян «Сомнии» кроется в заурядном сценарии. Флэнеган, всегда снимающий по собственной драматургии, на этот раз явно не дожал. Ночные прогулки по спящему дому, закрытые двери, монстры, то затаившиеся под кроватью, то торжественно спускающиеся с потолка, потусторонние дети с пустыми глазницами и выползающими изо рта насекомыми, и невозмутимые родители, которые разбираются в ситуации минут на тридцать-сорок позже зрителя — все это уже было в американском изводе J-хоррора. Флэнеган опоздал лет эдак на десять-пятнадцать.

Он, конечно, не пытается вернуть быстро увядшую моду, но пляшет от имеющегося сценария, решенного в самом ненадежном субжанре хоррора — про кошмарные сны. И, стоит признать, выжимает из него по максимуму. Режиссер он очень традиционный, но небесталанный — «Окулус» действительно был крепким середняком с хорошим темпом и красивым твистом. «Сомнию» ему удается разогнать ближе к финалу и несколько раз даже погнать стадо мурашек по коже, но для этого зрителю придется пересидеть целый час избитых клише.

Секретным оружием проекта мог бы стать юный Джейкоб Тремблей из «оскароносной» «
Комнаты», главный на сегодня ребенок-актер, которого по какому-то недоразумению Киноакадемия забыла включить в список номинантов. Но у Флэнегана и здесь пасьянс не сошелся. «Сомнию» снимали за год до того, как Тремблей прошел школу Ленни Абрахамсона. Потому мальчик дежурно излучает детское обаяние, хлопает своими огромными, бездонными глазищами и жалобно произносит «Простите».

«Сомнию» точно не назовешь худшим в мире хоррором. По крайней мере, здешнее уныние не вызывает смех, а финал, пусть и с натяжкой, но можно назвать «гуманистическим». Просто для набирающего высоту режиссера, которому большие студии после «Окулуса» доверили не самый простой роман
Стивена Кинга «Игра Джеральда» и римейк «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (разработка проектов продолжается), ждешь чего-то более пробирающего.

Словом, смотреть только упертым фанатам мейнстримного хоррора и поклонникам глянцевой красоты Кейт Босуорт, удивительной актрисы, одним фактом своего присутствия делающей любое кино необязательным. Тем же, кто оценил феноменальную работу Джейкоба Тремблея в «Комнате», ловить здесь совершенно нечего.

#кино #рецензия #сомния #томас джейн