Вправе ли стороны изменить срок государственного контракта в соответствии с 44-ФЗ?
Очевидно, что самым крупным заказчиком, с наиболее финансово ёмкими контрактами, является государство. Ремонт и строительство дорог, разработка проектной документации и строительные работы по возведению и ремонту учреждений социального обслуживания, настройка и сервис инженерных систем для подобных учреждений – эти и многие другие работы и услуги осуществляются подрядчиками на основе государственных тендеров.
Государственные и муниципальные контракты жестко регламентированы с точки зрения сроков и бюджетов. В случае, если добросовестный подрядчик, по причине третьих лиц или иных обстоятельств, не может закончить работы в зафиксированные в тендерной документации сроки, оплата по тендеру не поступит. Более того, подрядчик будет отстранен от невыполненных в срок работ, а для реализации проекта заказчик вынужден будет привлечь нового подрядчика.
Для подрядчика невыплата по государственным контрактам граничит с банкротством, поскольку подрядная организация вкладывается своими трудовыми и материальными ресурсами в реализацию тендерного проекта.
Случаи спорных ситуаций между подрядчиком и государственным заказчиком относительно срока государственных контрактов – нередкое явление. Эта ситуация, как правило, является проигрышной и для подрядчика, и для заказчика. Подрядчик теряет свои деньги, потому что не может вовремя сдать работу. Заказчик срывает мероприятие, предусмотренное федеральной целевой программой или муниципальной программой.
Если подрядчик надлежащим образом выполняет государственный контракт и не укладывается в положенные сроки по объективным причинам, он может использовать абсолютно законные способы, чтобы этот срок перенести, сохранив проект за собой. Можно говорить о нескольких вариантах изменения сроков государственного контракта. В частности, приведу пример изменения срока на примере 44 ФЗ.
Подрядчик может обратиться в судебные органы с иском об изменении срока государственного контракта. Основанием для такого иска могут служить как действия, допустим, третьих лиц, которые сделали его исполнение невозможным, так и иные доказательства, повлиявшие на срок и порядок его исполнения, которые могут быть положены адвокатом, представляющим интересы подрядчика, в основу подаваемого им искового заявления. Моя практика в этой части – достаточно успешная: мне удавалось убеждать суд в своей правоте, в результате чего соответствующая судебная инстанция принимала решения относительно изменения сроков государственного контракта. Соответственно подрядчик оставался в контракте, а у заказчика оставалась возможность оплатить ему денежные средства.
Вторым способом изменения сроков государственного контракта может быть действие, так называемых, обстоятельств непреодолимой силы. Кто может отнести те или иные факторы к «обстоятельствам непреодолимой силы»? Такие полномочия есть у ТПП РФ. Т.о., либо заказчик, либо подрядчик могут обратиться в ТПП РФ, которая подтвердит обстоятельство непреодолимой силы, а оно, в свою очередь, будет основанием для изменения сроков государственного контракта.
Есть и еще механизмы, законно позволяющие нам менять срок и оставаться в контрактных обязательствах, выполнять работы и получать заработанные денежные средства. В первую очередь, я бы рекомендовал подрядчику проводить работу и договариваться с заказчиком относительно внесудебного способа и механизма изменения срока, а именно – либо через ТПП России, либо иным законным способом. Если договориться не получается, остается вариант обращения в суд и получения решения суда об изменении срока. Здесь я бы не рекомендовал подрядчику обращение в суд на стадии, когда срок, зафиксированный в тендерной документации, еще не истек.
Дальше хотел бы напомнить, что важно различать «федеральные целевые программы» ( в них указаны определенные мероприятия, которые должны быть выполнены – сюда относится строительство , проектирование чего – угодно, в любой области и т.п.) и «федеральные адресные инвестиционные программы» (это часть ФЦП, которая является «живым организмом» и постоянно государственным распорядителем бюджетных средств корректируется в ту или иную сторону). Так вот, если пропущен срок завершения мероприятия, установленный ФЦП, изменить его практически невозможно. Федеральные целевые программы принимаются на законодательном уровне. Очевидно, что из-за одного мероприятия никто не будет вносить изменения в ФЦП. Если речь идет о федеральной адресной инвестиционной программе, сроки реализации которой устанавливаются ФОИВом, то менять срок и переносить бюджет с одного финансового года на другой возможно, без потери денежных средств, без обязательств возвращения соответствующих денежные средств в казначейство с последующей потерей их распорядителем.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы относительно обозначенных в статье тем: почта info@sertas.ru или в fb