Те, кто хорошо знаком с творчеством, научными и философскими работами младшего брата Виктора Васнецова Аполлинария, именуют его «универсальным человеком» и сравнивают с Леонардо да Винчи. Другие – незаслуженно - робкой тенью старшего брата.
Аполлинарий был на 8 лет младше Виктора, ставшего после смерти родителей его ближайшим другом.
Братья происходили из династии священников, и по семейной традиции поступили в Вятское духовное училище, но оба с детства проявляли способности к живописи. Позже Виктор переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств, и со временем забрал туда брата: он хотел и Аполлинарию дать художественное образование. Но тот решил стать народным учителем и уехал в деревню. Правда, вскоре вернулся в город, обосновавшись в Москве, где в то время уже жил Виктор с семьей. С тех пор и до конца дней жизнь Аполлинария была связана с искусством.
При том, что формально специального образования Васнецов-младший так и не получил, если не считать уроков ссыльного польского художника Михала Эльвиро Андриолли, которые он брал, будучи подростком, и, конечно, наставничества брата Виктора и мастеров из его окружения — Поленова, Репина, Антокольского.
В Москве он увлекся изучением истории города и стал одним из первооткрывателей неизвестных (точнее, забытых) прежде фактов. Аполлинарий воссоздавал ее «древний облик», для чего досконально изучал все, что было связано с московскими улицами и зданиями, собирал сведения о быте и особенностях жизни в интересующий его период. А потом все детально воссоздавал на картинах.
Свои картины он представлял во время заседаний Комиссии, подтверждая соответствие изображенных на них зданий документальными справками и комментариями ученых. Такими же подробными и педантично выверенными были его труды по истории искусства, истории и философии.
Братья знали друг о друге все: тесно общались даже в те долгие десять лет, которые Виктор провел в Киеве, расписывая Владимирский собор. Аполлинарий Васнецов пережил Виктора на 7 лет. Он оставил более 350 картин и не менее 1000 этюдов, став создателем нового жанра — «исторического пейзажа».