Найти тему

Какие методы детской арт-терапии существуют и как их применить для дошкольников

Здравствуйте, дорогие читатели!

Зачастую мы не видим те проблемы, которые переживает ребенок. Помочь разглядеть психо-эмоциональные проблемы малыша и корректно их исправить помогают методы детской арт-терапии

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития.

К показаниям для проведения арт-терапии относят:

проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;

тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;

возбудимость, резкая смена настроения;

апатичность, медлительность;

задержка психического и речевого развития;

трудности адаптации и социализации в школе;

подготовка и адаптация к детскому саду;

смена места жительства;

застенчивость и неуверенность в себе;

проблемы с поведением и послушанием

Арт-терапия - включает в себя термины: изо-терапия, лепка, песочная терапия и рисование на воде (эбру)и аппликативные техники, танцевальная терапия, музыкальная терапия, имаготерапия (проработка через театральные образы), сказкотерапия, фототерапия.

пример изо-терапии, свой страх (например, темноты) ребенок может нарисовать красками или гуашью (снимают тревожность, так как являются покрывными красками)любого какого он сам захочет, цвета.

Затем он может попытаться расправиться со своим страхом: порвать, порезать, смять (если все происходит на листке бумаги)

Бывает так, что ребенок не желает рисовать, тогда ему можно предложить цветную бумагу различных фактур(бархатную, волнистую, картон, глянцевую, с ребристой поверхностью) бумагу из которой можно вырезать страх.

Может быть статься, что страх выйдет совсем нестрашным, тогда его можно поселить в какую либо сказочную страну, приклеив его на бумагу, разрисовать красками, подселив к нему друзей.

И тогда страх из страшного превратится в доброго. Напряжение ребенка будет снято и страх исчезнет.

Детский страх
Детский страх

Арт-терапия помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;

-пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;

-развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;

-повышает самооценку;

-синхронизирует работу полушарий головного мозга;

-оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;

-корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я».

Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заниматься можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

- плохой сон, ночные кошмары;

- плохо развита мелкая моторика;

- истерики, непослушание, капризы;

- логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

- застенчивость, неуверенность в себе;

- агрессия, тревожность; расстройства невротического характера;

- недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);- психосоматические заболевания;

- частая плаксивость (без повода); ребенок пережил сильный стресс.

Как известно, песок (речной) обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь), ребенок успокаивается.

Пример игры "Найди игрушку" в емкость с песком прячутся мелкие предметы (киндер-игрушки) и малыш попытается их достать, параллельно объясняя на что похож предмет, который он достает

Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными.

Вариантов реализации несколько: прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель); придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого; ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного

Фототерапия новое направление, позволяющее малышу не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.

Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой.

Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.

-3

Имаготерапия -терапия через театральную деятельность

-4

Применяли ли вы арт-терапию в воспитании и развитии своего ребенка? Пишите свои комментарии!

Подводя итог, хотелось бы отметить, что арт-терапия эффективный метод, борющийся с психо-эмоциональными проблемами не только детей и подростков, но и взрослых.

Так например, существуют мандало-терапия, антистресс-раскраски, нейрографика, которые дают положительный эффект в работе со взрослыми ( о них будут следующие статьи)

Понравилась статья-ставьте лайки! Подписывайтесь на канал!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Благодарю всех, кто подписался на мой канал!