Здравствуйте, дорогие читатели!
Зачастую мы не видим те проблемы, которые переживает ребенок. Помочь разглядеть психо-эмоциональные проблемы малыша и корректно их исправить помогают методы детской арт-терапии
Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.
Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития.
К показаниям для проведения арт-терапии относят:
проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
возбудимость, резкая смена настроения;
апатичность, медлительность;
задержка психического и речевого развития;
трудности адаптации и социализации в школе;
подготовка и адаптация к детскому саду;
смена места жительства;
застенчивость и неуверенность в себе;
проблемы с поведением и послушанием
Арт-терапия - включает в себя термины: изо-терапия, лепка, песочная терапия и рисование на воде (эбру)и аппликативные техники, танцевальная терапия, музыкальная терапия, имаготерапия (проработка через театральные образы), сказкотерапия, фототерапия.
пример изо-терапии, свой страх (например, темноты) ребенок может нарисовать красками или гуашью (снимают тревожность, так как являются покрывными красками)любого какого он сам захочет, цвета.
Затем он может попытаться расправиться со своим страхом: порвать, порезать, смять (если все происходит на листке бумаги)
Бывает так, что ребенок не желает рисовать, тогда ему можно предложить цветную бумагу различных фактур(бархатную, волнистую, картон, глянцевую, с ребристой поверхностью) бумагу из которой можно вырезать страх.
Может быть статься, что страх выйдет совсем нестрашным, тогда его можно поселить в какую либо сказочную страну, приклеив его на бумагу, разрисовать красками, подселив к нему друзей.
И тогда страх из страшного превратится в доброго. Напряжение ребенка будет снято и страх исчезнет.
Арт-терапия помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
-пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
-развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
-повышает самооценку;
-синхронизирует работу полушарий головного мозга;
-оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
-корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.
Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я».
Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заниматься можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
- плохой сон, ночные кошмары;
- плохо развита мелкая моторика;
- истерики, непослушание, капризы;
- логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
- застенчивость, неуверенность в себе;
- агрессия, тревожность; расстройства невротического характера;
- недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);- психосоматические заболевания;
- частая плаксивость (без повода); ребенок пережил сильный стресс.
Как известно, песок (речной) обладает многочисленными свойствами:
- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь), ребенок успокаивается.
Пример игры "Найди игрушку" в емкость с песком прячутся мелкие предметы (киндер-игрушки) и малыш попытается их достать, параллельно объясняя на что похож предмет, который он достает
Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными.
Вариантов реализации несколько: прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель); придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого; ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного
Фототерапия новое направление, позволяющее малышу не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.
Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой.
Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.
Имаготерапия -терапия через театральную деятельность
Применяли ли вы арт-терапию в воспитании и развитии своего ребенка? Пишите свои комментарии!
Подводя итог, хотелось бы отметить, что арт-терапия эффективный метод, борющийся с психо-эмоциональными проблемами не только детей и подростков, но и взрослых.
Так например, существуют мандало-терапия, антистресс-раскраски, нейрографика, которые дают положительный эффект в работе со взрослыми ( о них будут следующие статьи)
Понравилась статья-ставьте лайки! Подписывайтесь на канал!
ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!
Благодарю всех, кто подписался на мой канал!