В двадцать первом веке смотреть сериалы — один из самых популярных способов провести досуг. Многие из них не выдерживают никакой критики и уходят с экранов через один-два сезона, другие прерывают на самом интересном месте по прихоти создателей или из-за низких рейтингов, разочаровывая миллионы фанатов, третьи завершают более или менее удачно. И лишь единицы олицетворяют собой эпоху. Без всяких сомнений, «Сверхъестественное», которое появилось благодаря Эрику Крипке ещё в 2005 году, — это именно эпоха. И, увы, она подошла к своему финалу.
Прежде чем вы начнёте читать эту статью, хочу предупредить — впереди спойлеры. Поэтому, если вы ещё не успели узнать, чем всё закончилось, не читайте. Подождите, пока не завернёте за последний поворот вместе с братьями Винчестерами и не доберётесь до конца этой невероятно длинной дороги, уходящей прямиком к облакам. Ну а если вы уже в курсе дела и имеете своё мнение, тогда пришла пора начать обсуждение.
Пятнадцатый сезон, как мне показалось, стал довольно схематичным. Тут меньше внимания уделяется деталям. Если Дин и Сэм решают с кем-то сразиться в рамках главной сюжетной линии или параллельно, на подготовку почти не уделяется времени. Многое появляется словно из воздуха. Головы вампиров отлетают, будто осенние листья с ветвей. А разгадки тайн лежат на поверхности. Бери, читай, действуй. Но это не минус и не упущение со стороны создателей. Так и было задумано.
Это способ показать, насколько не нужны детали, когда происходит нечто столь глобальное и эпичное, что само мироздание в итоге изменится раз и навсегда, начиная с основ. Диалоги и внутренняя драма персонажей ближе к концу становятся главнее, нежели какие-то там баталии. И то верно, драк уже было так много, что и зритель, и сами герои знают наперёд, что и как должно быть. А вот то, что творится у них в сердце, те перемены, что произошли в них вместе со взрослением, — это и правда важно. А потому много бесед, монологов, взглядов, молчаливых сцен создают атмосферу и становятся изюминкой. И сердце плавится, как воск свечи от огня.
Многое показано с помощью метафор. До определённого момента можно не обращать на них внимание и даже понимать буквально. Но эпилоговая двадцать первая серия расставляет всё по своим местам. Она подчёркивает, как пусты мелочи, и заставляет с помощью образов увидеть канву будущего, которое далеко не всем фанатам по нутру.
Важным моментом стал парад актёров, который устроили создатели. Друзья и враги, тёмные сущности и светлые, те, кто ещё жив, и те, кто давно мёртв, — все появились на экране в последний раз и сказали своё прости Сэму, Дину и зрителям. Коварная Ровена, злобный Люцифер, фанатичный Михаил, милый и преданный Адам, демон, совративший младшего Винчестера и на экране, и за его пределами, и ангел-целитель, врачующий душу актёра, сыгравшего Дина, Смерть и Бездна собственными персонами, Бог и Тьма в своих лучших и худших проявлениях, друзья, отправившиеся в мир иной, попавшие как в рай, так и в ад, монстры, коих давно прикончили, но выбравшиеся из недр Земли, чтобы ещё раз произнести своё слово… Это была феерия лиц, образов, эмоций. Жаль, что родители Винчестеров появились лишь в воспоминаниях, да Кроули — в нарезке эпизодов. Остальные тут как тут, здесь и сейчас. А это значит, без слёз не обойтись.
Двадцатая серия стала событийной кульминацией. Величайшая битва состоялась. Последний великий план приведён в исполнение. Чак повержен. Дин и Сэм больше не «мышки» в лабиринте божественной мысли. Они свободны и могут делать что хотят. Тут бы создателям поставить точку, за что многие поклонники были бы признательны. Но это стало бы концептуальной ошибкой. Совершенно непонятно, что дальше. Трудно предположить, что эти беспокойные парни, положившие свои судьбы на алтарь борьбы со злом, просто успокоятся и станут жить долго и счастливо, обзаведутся семьями и собаками, а потом умрут в глубокой старости от инфаркта. Да и сражаться, как в начале, с какими-то призраками и вампирами после всего, выпавшего им на веку, как-то не к лицу. Но что тогда? Сопьются? Разобьются в глупой аварии? Пойдут в колледж на старости лет? У меня было много идей, как плохих, так и терпимых. И в двадцать первой серии я получила все ответы.
Дин и Сэм вернулись к охоте. Сколько прошло времени после финала, прямо не говорится. Как много монстров они успели положить, не уточняется. Их жизнь похожа на идиллию с редкими драками. И есть в ней какой-то надрыв. Меланхолия. Натужная радость, которая убеждает — эмоциональная кульминация впереди. И правда, показав один день из новой жизни Сэма и Дина, создатели ставят жирную точку, глупо и нелепо подводя черту под жизнью старшего Винчестера. Прямо на своей легендарной «импале» он попадает на небеса, где его ждут те, кого он любил и потерял.
Сэм же получает свободу не только от Бога и дьявола, но и от брата, что тянул его на путь охотника, мешая воплощать мечты. Он живёт, создаёт семью, старится. Все показано очень схематично, чтобы зритель понял суть и осознал, как неважна вся эта повседневность. И уже непонятно, награда это единственному выжившему персонажу или его наказание. Ведь непросто существовать в мире, из которого ушли как все враги, так и все друзья. Да, будет новая встреча и вечность, которую уже обрели на канале CW братья Майклсоны и Сальваторе. Но это ещё не скоро.
В целом фанаты Сэма остались довольны таким финалом. А вот поклонники Дина негодуют. «Ну зачем было его убивать?!» — вопрошают они. Но, позвольте, разве есть место Дину Винчестеру в этом «дивном новом мире»? В обществе, где балом правит толерантность, не любят шовинистов.
Там, где ЗОЖ — культ, смотрят косо на всякого, кто питается фастфудом и пьёт пиво вместо воды. Сама концепция подобных героев-плохишей для современного американского кинематографа ушла в прошлое. И это один из символов, который был воплощён в финале смертью Дина. Однако я думаю, что главная логика тут в другом. Просто для старшего Винчестера исчез смысл. Он уже давно не является участником романтических веток, так как смирился с вынужденным одиночеством.
Он утратил веру в людей, ангелов и Бога. Остался лишь долг, который он свято выполнял, перестав пытаться уйти с единожды выбранного пути, ведущего лишь к одному финалу — героической смерти в бою. Его сердце так часто разбивалось. Он пережил так много потерь. Огонь Дина Винчестера угас. А Сэм стал взрослым и больше не нуждается в брате-«отце». По сути, Дин сыграл свою роль в эпохе, сериале и жизни. И тот конец, который ему уготовили, правильный и счастливый. Он же не просто умер и был похоронен. Он получил вечную жизнь с теми, кто ему дороже всего. Счастье и покой, о которых прежде лишь мечтал. Теперь он едет меж облаками на своей машине, а магнитола играет легендарную «The road so far». И да, для фанатов это больно. Сам финал вообще заставляет рыдать.
Но именно таким он и должен быть. Этот конец правильный и единственно возможный, согласно логике персонажей и концепции сюжета.
Спасибо, что дочитали статью, поставили лайк и подписались на блог.
Желаю вам всем много-много счастья)8888
Возможно будет также интересно прочитать:
Долгожданное продолжение суперсаги Кассандры Клэр.