Давненько я не разбирал "по полочкам" работы моих излюбленных режиссёров, и сегодня я решил не просто продолжить эту рубрику, но и привнести в неё кое-что новое.
Так что за автор?
Герой моей сегодняшней публикации - Масаси Исихама, который за аж 32 года рабочего стажа успел побывать ключевым аниматором рекордные 56 раз, режиссёром анимации - 18, а эпизодов - 16 раз.
Но что же насчёт собственных режжисёрских работ, спросите вы?
Здесь дело обстоит куда менее продуктивно и размашисто, ведь за всю свою карьеру автор поставил всего лишь 6 тайтлов (с ещё одной работой на горизонте 2021-го).
Признанный мастер опенингов
Перед тем, как перейти к его полноценным режиссёрским работам, предлагаю ознакомиться с самыми заметными опенингами за его авторством (прикрепить 20+ клипов было бы чем-то из ряда вон выходящим, поэтому я решил остановиться на трёх любимых):
Psycho-Pass 2 (OP 1)
Occultic; Nine (OP 1)
Bleach (OP 13)
Разумеется, на этом список шедевральных опенингов не заканчивается, и более того, Масаси Исихама успел сделать и парочку великолепных эндингов (к примеру, первый ED для "FLCL"), к которым я люблю возвращаться и по сей день.
Творческий путь Масаси Исихамы
Я долго думал над тем, каким образом мне расположить вышедшие из-под руки автора аниме: сделать из них топ или же раскидать в произвольном порядке.
И всё же, наверное, лучшим решением здесь для меня стал уже обкатанный ранее формат разбора "творческого пути" конкретного автора, сопровождающийся не столько комментариями по поводу самих тайтлов, сколько анализом его прогресса за отведённый отрезок времени.
Спидграфер (Speed Grapher)
Спустя 45 тайтлов, в которых Масаси по большей части пилил опенинги, его руки наконец-то доходят до создания своего режиссёрского дебюта, который никто не поймет, но все запомнят (поверьте мне, эти слова будут применимы и к другим его работам).
"Спидграфер" (Speed Grapher) - это довольно странный тайтл в популярном жанре "герой-отступник отчаянно борется с режимом", в котором бывший военный фотограф при мистических обстоятельствах обретает способность уничтожать всё, что попадёт в объектив его камеры.
Стоит ли тайтл того?
Сама задумка крайне интересная (неординарный сеттинг, запоминающиеся персонажи), но в остальном это самый обыкновенный экшн-детектив с супер силами и довольно проходной рисовкой (что меня, если честно, удивило, учитывая бэкграунд автора).
В общем, слишком много параллелей с "Человеком-черепом" (Skull Man), который также можно описать всем вышесказанным (другими словами, понравился "Человек-череп" - понравится и это аниме).
Богиня-школьница (Kamichu!)
В том же году, только уже в летнем сезоне, автор выпускает свою вторую режиссёрскую работу - "Богиню-школьницу" (Kamichu!), повседневную комедию в сверхъестественном сеттинге и "редкой, но меткой" драмой.
Как вы могли заметить из названия, в центре повествования находится самая обыкновенная японская школьница, которая "в один прекрасный день" взяла и стала богиней без всяких на то объяснений.
Но жизнь героини от этого ничуть не изменилась: она всё еще учится в школе и проводит время со своими друзьями, пусть теперь в её "повседневность" и добавились обязанности среднестатистической богини.
Стоит ли тайтл того?
Своей центральной темой взаимодействия героев с миром духов (и примерному соотношению драмы к повседневности) сериал очень напоминает "Тетрадь дружбы Нацумэ" (Natsume Yuujinchou), только вместо добродушного парня на главных ролях находится моэ-богиня, которая, как ни странно, привнесла в тайтл достаточно оригинальности, чтобы он не воспринимался как плагиат.
Огни ночного рейда (Senkou no Night Raid)
Спустя 5 лет и 12 второстепенных должностей в разного рода тайтлах, Масаси Исихама презентует нам своё следующее аниме, в очередной раз сменив жанровый вектор, ведь на этот раз мы получили военный экшн со сверхспособностями в альтернативном Китае прошлого.
Можно было бы подумать, что сериал похож на "Спидграфера" своей военной тематикой и супер силами, но каким-то образом у автора получилось с, по сути, тем же инструментарием дать нам совершенно другой продукт - шпионский боевик с глубокой сюжетной составляющей.
Стоит ли тайтл того?
Нравится "Темнее чёрного" (Darker than Black) - понравится и это. Тайтлы хоть и кардинально разные в отношении сеттинга и истории, но атмосферой они перекликаются очень даже тесно.
Из нового света (Shinsekai yori)
Пожалуй, единственный тайтл автора, выбившийся в мейнстрим, пусть и с некоторыми оговорками, ведь особой популярности среди массового зрителя он так и не сыскал (но в сравнении с другими его работами это всё ещё ошеломительный результат), имея при этом заслуженно высокие оценки как от пользователей, так и от критиков.
Прошло всего 2 года с момента релиза "Огней", а герой сегодняшей статьи совершает невероятный рывок в режиссуре, показав нам сверхъестественную драму с элементами детектива, ещё и в таком интригующем постапокалиптическом сеттинге.
Всё бы можно было списать на первоисточник, да только дело в том, что у начала данного тайтла стоит крайне посредственная этти-манга, поэтому смело списываем успех сериала на уже "вырисовывающийся" гений Масаси Исихамы.
Стоит ли тайтл того?
Если вас не отпугнёт из серии в серию получать по крупице сеттинга, тайны которого раскроются вам только ближе к финалу (или если вам такое по душе, что тоже может быть), то к просмотру настоятельно рекомендуется.
Обобщив вышесказанное, могу сказать, что данный сериал своей идеей "разгадки устройства таинственного мира" напомнил мне мой любимый "Союз Серокрылых" (Haibane Renmei), так что, если вы смотрели один из этих тайтлов - смело смотрите второй, не прогадаете.
Стеклянный цветок и разрушение мира (Glass no Hana to Kowasu Sekai)
Без сомнений, самая из ряда вон выходящая работа автора, попытавшаяся перенести махо-сёдзе (аниме про девочек-волшебниц) в мир, подобный "Матрице", где две миленьких девочки-антивируса стоят на страже системы и уничтожают заражённые вирусами миры.
Из тайтла получилась эдакая "Кибер-Мадока", в которой и драмы в меру, и вездесущей силы дружбы (разве нужно фанатам "Мадоки" что-то ещё), но при этом всё это не создаёт у меня впечатления слепого "рескина" и предлагает множество интересных идей.
Стоит ли тайтл того?
Как я уже говорил, этот сериал уж слишком на любителя, но если вы фанатеете по современному махо-сёдзе, то данный сериал обходить стороной для вас просто непозволительно.
Персона 5 (Persona 5 the Animation)
Удивительно, но аниме-адаптацию очередного хита студии Atlus в этот раз доверили не какому-нибудь крупному режиссёру, а умелому мастеру опенингов с без всяких сомнений интересной, но всё ещё спорной фильмографией.
Возможно, причиной такого решения послужил намётанный на создание запоминающейся стилистики глаз Масаси Исихамы, ведь именно она и является отличительной чертой Persona 5, но здесь студия явно недоглядела, ведь кроме "того самого" стиля там ничего и нет.
Стоит ли тайтл того?
Здесь ситуация максимально противоречивая, ведь никто не подойдёт под целевую аудиторию данного сериала: незнакомые с играми студии люди не поймут многих моментов повествования и сеттинга, а фанаты игры заплюют экраны от количества неточностей и расхождений с первоисточником.
От себя добавлю, что любое другое аниме во вселенной "Персоны" куда более трепетно относится к своему месту в "каноне" тайтла (а "тройку" и вовсе могут с интересом посмотреть даже далёкие от франшизы люди).
Подводя итоги
Так или иначе, в работах Масаси Исихамы прослеживается некая закономерность: все они не только отличаются какой-нибудь заметной оригинальной задумкой, но и имеют при этом "более популярный" аналог, от плагиата которого тайтл и "спасает" та самая задумка.