Евангелия от Лк., 97 зач., XIX, 37-44.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! 39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. 40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем 42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, 43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.
Драма еврейского народа, проглядевшего своего Мессию, Царя и Спасителя, грандиозна. И сегодня в Евангелии мы слышим, с какой болью и слезами Иисус её предвидит. Как можно было не распознать в этом чудотворце, с неподражаемой силой слова, нравственно кристально чистом, долгожданного Избавителя – кажется, понять очень трудно. Что за таинственная слепота легла на глаза тех, кто именовали себя самыми зоркими?
Ответ мы слышим в чтении. Имя этой слепоте – зависть. Тот, кто имел хотя бы однажды мужество посмотреть прямо в лицо собственной зависти, знает: её корни – куда глубже, чем может проникнуть даже самый утончённый разум. Зависть – чувство иррациональное, сердечное, настолько пронзительное, что способно изнутри разрушить всего человека.
Зависть – это всегда невысказанный Богу укор – почему он, а не я? Почему ему, а не мне? Почему у него, а не у меня? Корни зависти – в привычке обладания, в собственничестве. Которое, в свою очередь, непосредственным образом связано с верой: чем искреннее и глубже вера Богу – тем больший риск может себе позволить человек не иметь видимых, доступных ему гарантий или «точек опоры». Как только вера умаляется – сразу же появляется непреодолимое желание набрать всего побольше, денег, связей, материальных благ, продуктов, одежды – чего угодно – пока есть такая возможность, ведь кто знает, завтра всё может измениться!
Но по тем же принципам действует в душе и особая – духовная – зависть! И, как мы видим из Евангелия, фарисеям – духовным лидерам еврейского народа – было невыносимо видеть, как Иисус с легкостью делает то, что каждый из них хотел бы совершать – исцеляет, воскрешает, одним словом разворачивает всё направление человеческой жизни.
Где-то в глубине души каждый из них был уверен: да, я тоже достоин этих даров – ведь я столько всего ради Тебя, Боже, сделал, делаю и буду делать! И на этом фоне Иисус выглядел постоянным укором: почему Ему – не священнику, не фарисею, не книжнику – дано столько всего? Почему Он ведет себя так свободно, не озадачиваясь особо строгостью соблюдения благочестивых обрядов и правил – но при этом имеет недоступное ни одному из фарисеев и первосвященников дерзновение к Богу?
В итоге эта духовная зависть приколотит Иисуса ко Кресту. На этом, как надеялись духовные лидеры, будет поставлена окончательная точка в странной, неформатной истории отношений Иисуса и Бога. Но через три дня эта «точка» превратилась в «запятую», и началась новая, невиданная ранее история отношений между человеком и Богом – отношений свободных, родственных, сыновних.
Помогай каждому из нас Господь вовремя распознавать движения зависти и тотчас разворачивать их верой к Христу Спасителю – ведь только верой побеждается этот душевный недуг!