Найти в Дзене

Несколько фактов из истории педагогики

Оглавление

Установление педагогики как науки и отдельного направления

Направление педагогики ведет свою историю не одну сотню лет, потому довольно непросто в кратком формате учесть все важные этапы в развитии этой науки. Деятельность, которая посвящена передаче опыта и его усвоению подрастающим поколением, слишком важна для общества, поэтому тщательно контролируется в соответствии с условиями социума, постоянно совершенствуется и претерпевает изменения.

В дородовом сообществе и родовом строе передача младшему поколению накопленного материального и морального опыта происходила через трудовую деятельность, рассказы о традициях и обрядах. В результате развития человечества появляется острая нужда целенаправленно передавать скопленный цивилизованный опыт младшим. Потому, после отхода от родового строя, воспитание становится полноценным отдельным направлением. Примерно в это же время возникает необходимость в появлении компетентного человека, способного передать накопленные знания. Такой человек тогда назывался наставником.

В первых обучающих центрах, которые находились при храмах и дворцах, учили читать и писать. А вот учебные заведения, похожие на современные школы, стали строиться на Древнем Востоке. Для усвоения уроков ученики использовали глиняные таблички. В рукописях того времени на территории Индии, Китая и Египта встречаются ценнейшие сведения о требованиях к учителям и их воспитанникам – дисциплина была суровой, щедро применялись телесные наказания.

В свое время Древняя Греция переняла множество воспитательных техник у египтян. Ярчайшим примером своеобразного педагогического воспитания того времени является система образования в древнегреческой Спарте. Ее и рассмотрим поподробнее в качестве примера.

Система спартанского воспитания

Слава о непобедимых воинах-спартанцах жива по сей день, и ученые всего мира до сих пор обсуждают и изучают спартанское воспитание. Каким же оно было изначально для жителей Древней Спарты?

Жизненный уклад народа подвергался жесточайшему контролю, соблюдались порядки и правила. Наиглавнейшую роль отдавали развитию не умственных навыков, а физических, потому большинство людей были малограмотны и не развиты духовно. А вот военное ремесло и дисциплина были доведены до совершенства и являлись основополагающим родом занятий. Суровое воспитание должно было привить детям уже с юных лет сдержанность, выносливость, неиссякаемую силу духа и способность выживать в любых условиях. Воспитанники спартанской школы умели стойко переносить боль, холод и голод. Во время сражений воины всегда носили хитоны красного цвета, чтобы скрывать кровопотери.

-2

Какие же методы применяли в воспитании воинов, слепо повинующихся приказу начальства? Дети овладевали навыками выживания в самых суровых условиях, для чего ходили и бегали босыми, спали на грубых самодельных тростниковых подстилках, которые рвали самостоятельно голыми руками, ели черную кровяную похлебку из свинины. Помимо атлетических и боевых искусств, плаванию и охоте, мальчиков обучали письму и чтению, хоровому пению и музыке. Предполагалось, что это полезные навыки в военных походах и парадах. Разговаривать спартанцы тоже должны были по-военному: точно и кратко уметь изложить свою мысль.

А что же девочки? Спартанская система воспитания предназначалась им не в меньшей мере, чем мальчикам. Считалось, что только здоровая и сильная духом женщина способна родить и взрастить полноценное потомство. Девочек в Спарте уже в семилетнем возрасте тщательно готовили к роли будущих жен и матерей воинов-победителей. Девочки также жили в казармах, их обучали владению оружием, борьбе и гимнастике. Если спартанская девушка к восемнадцати годам успешно проходила все испытания, ей определяли мужа и разрешали вернуться в дом. Спартанские женщины могли свободно передвигаться и пользоваться относительной независимостью, пока их мужья находились на казарменном положении, что безусловно влияло на девичий характер в целом – вольные женщины отличались отвагой и патриотизмом.

Это суровое воспитание в условиях тотальной экономии и дисциплины имело единственную цель – абсолютные интересы государства. Из исторических источников известно, что жители Древней Спарты, несмотря на малое количество населения, легко завоевывали более многочисленные племена и держали их в подчинении силой духа, бесстрашием и неповторимым владением боевых искусств.

Практически спартанцы умели только воевать и собирать с покоренных народов мзду, но при этом не смогли сохранить целостность своей земли. Война сделала спартанских воинов великими, война их и уничтожила. Великая Спарта ослабла и подчинилась Римской империи в результате небезызвестной Ахейской войны.

Лучшие современные системы образования

Какие же выводы сделаны и какие изменения претерпела мировая педагогика с древних времен? Какие системы образования существуют в нашей современности? Рассмотрим самые признанные из них.

Сингапур

Удивительно, что в такой юной стране, как Сингапур, дети получают лучшее образование согласно мировому рейтингу. В основе сингапурской образовательной системы присутствует меритократия – система, в которой общественное положение человека определяется способностями, навыками и заслугами, а не высоким происхождением. Поэтому успеваемости учеников уделяется первостепенное значение.

-3

Обучение в школах предполагает лишь незначительную оплату, так как все школы начального образования в Сингапуре государственные. В образовательных учреждениях ключевое внимание уделяется точным наукам и языкам. Основным языком является английский, и большинство предметов преподается именно на нем. У сингапурских деток нет каникул, как бы жутко это не звучало для нас. Учебный год делится на два семестра.

В высших учебных заведениях обучение для иностранцев уже подразумевает оплату, а все программы также доступны на английском языке. Тут реально получить востребованное образование в сферах менеджмента, математических и естественных наук.

Пользуясь популярностью локации у студентов всего мира, университеты Европы и Америки охотно размещают в Сингапуре свои филиалы, в которых возможен идентичный диплом, но за более скромную сумму.

Финляндия

Финскую систему образования критики считают близкой к идеалу, здесь учителя не заставляют учеников зубрить предметы и являются сторонниками минимальной, но информационной нагрузки. Обучение тут имеет расслабленную форму, к детям относятся с высокой долей уважения, как к полноценным состоявшимся личностям. Отстающих ни в коей мере не наказывают, а предлагают помощь для достижения некоторого среднего уровня. Плохие оценки не в ходу, дабы не ущемлять самооценку учеников.

Огромное внимание уделено изучению иностранных языков. К примеру, английский язык финские дети начинают постигать с третьего класса, а уже с шестого в обязательном порядке изучают шведский. По желанию ребенок может сам выбрать любой иностранный язык в качестве факультативного.

У россиян финские образовательные учреждения пользуются внушительным спросом (особенно у петербуржцев). И дело не только в близости локации, но и в том, что обучение происходит на английском языке. Еще из значительных плюсов – большая вероятность поступить в лицеи и вузы на бесплатной основе. Если же обучение все же платное, начисляется стипендия, которая частенько превышает стоимость самого обучения.

Германия

У немецких детей в начальной школе отсутствуют домашние задания. Нет и общепринятой школьной формы. Оценочная шкала перевернута – единица является наивысшим баллом, подтверждающим идеальные знания ребенка. Образование в стране является всеобщей обязанностью, но домашнее обучение не в ходу совсем. В момент перехода ребенка в среднюю школу уже может быть принято решение, поступит ли ученик в вуз. Это будет зависеть от способностей и результатов начального обучения.

Иностранцы могут посещать немецкие школы бесплатно, но если ученик не знает языка, его определяют в специализированный класс. Для российских родителей становится неожиданностью обучение непривычным для наших школ навыкам – катанию на велосипеде, умению сортировать мусор и даже умению дружить. Некоторых смущает школьный предмет «Половое воспитание», и это становится основополагающим в отрицательном принятии решения обучения своих чад в Германии. Родители сомневаются, а нужен ли такой откровенный предмет юным душам.

Однако исследователи утверждают, что большой процент россиян считает Германию наиболее реальной страной для переезда и рассматривают обучение своих детей в немецких городах, как первый реальный шаг к эмиграции.

Что касается вузов, то и они в наибольшей степени пока являются бесплатными или предполагают минимальные вложения, что тоже добавляет рейтинга системе образования этой страны.

Нидерланды

Дети Нидерландов признаны детским фондом ООН самыми счастливыми во всем мире. Давайте разбираться, в чем же счастье. В школу голландцы поступают в четырехлетнем возрасте, но при этом до десяти лет ученики знать ничего не знают о домашних заданиях, а до двенадцати лет – и про экзамены не ведают. В результате – отсутствие страхов и стрессов. Детишки не боятся школьной конкуренции и ходят на учебу с удовольствием, а их родители не нанимают репетиторов со стороны.

В двенадцать лет, после прохождения теста, определяется уровень последующего обучения ребенка – простой, средний или сложный. Эти уровни можно потом скорректировать в зависимости от способностей и успеваемости. Впоследствии представители простого уровня получат рабочую специальность; освоив средний уровень можно работать преподавателем; после сложного уровня голландцы строят академическую карьеру. Но при этом снобизм по отношению к обладателям рабочих комбинезонов напрочь отсутствует.

Что же до университетов, то и они пользуются спросом – учеба здесь доступнее, чем, скажем, в Великобритании, а условия для окончивших вуз намного приятнее. Например, иностранец выпускник магистратуры вправе остаться в стране еще на год, найти работу или заниматься исследованиями в специализированных центрах.

А что в нашей стране с историей и развитием педагогики?

Даже если очень коротко рассматривать систему образования в нашей стране, придется обратиться к древнему периоду. Первая школа на Руси появилась в 1030 году и насчитывала три сотни учеников.

Уровень и качество образования росли вплоть до нашествия монголо-татар, при которых русская культура претерпела колоссальные убытки. Были уничтожены практически все книги и очаги приобретения грамотности. И только после избавления от ига русские люди вновь задумались о развитии образования.

В истории нашей педагогики нельзя обойти вниманием созданные Ломоносовым учебники по грамматике и риторике. Именно они стали отправной точкой новых направлений в формировании русской личности. Стали цениться уважение к любому труду, доброжелательные отношения внутри социума, способность сострадать ближнему.

В истории новейшей педагогики обычно рассматривается яркий пример периода советской державы. Власти поставили целью обеспечить доступ к знаниям каждому человеку. Общество отчаянно нуждалось в высококвалифицированных профессионалах во всех сегментах – от трудящихся производств до работников культурной сферы. Для осуществления такого глобального социального плана неустанно увеличивали рост учебных заведений.

В наши дни система образования в стране не потеряла лидирующих позиций, поскольку она не только обеспечивает подачу информативных знаний, но и оказывает непосредственное влияние на формирование личности.

Сейчас в России практикуются следующие типы образования:

Дошкольное образование. Эту функцию выполняют ясли и детские сады, которые юные россияне начинают посещать с полутора лет до шести, по желанию родителей до поступления в школу.

Начальное элементарное образование. Начинается с полных шести лет и продолжается в течение четырех лет. Дети могут получать начальное образование уже в лицеях и гимназиях, так как в Российской Федерации эти учебные заведения представлены комплексно с 1 по 11 классы.

Неполное среднее образование в российских школах длится пять лет, выпускники получают аттестат и право на обучение в профессиональных училищах и техникумах.

Полное среднее образование – это оконченные 11 классов общеобразовательной школы, гимназии, лицея. Выпускники получают право поступления в вуз.

Среднее профессиональное образование. Готовит кадры среднего звена. К освоению профессиональных программ допускаются учащие с образованием не ниже неполного среднего.

Высшее образование. Получают в институте, университете, академии, высших технических училищах.

Итак, на данный момент в России существуют и успешно действуют образовательные учреждения различного рода. Все они направлены на достижение установленного государством уровня образования в интересах индивида, общества и государства.

Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!