Тревожные и противоречивые сообщения приходят на ленты информационных агентств. То нам сообщают, что после вакцинации препаратом «Спутник V» нельзя потреблять алкогольные напитки в течение 4 недель, то огорошивают тем, что и до вакцинации нельзя пить две недели, то говорят, что достаточно трех дней воздержания, то и вовсе «разрешают» выпивать по чуть-чуть. Для нашей страны, которая хоть и ушла с вершины мирового рейтинга по потреблению алкоголя, но все еще где-то вблизи вершины, это, увы, актуальный вопрос. Я даже слышал, что многие всерьез думают отказаться от вакцинации, именно потому, что не готовы так долго не выпивать.
Но если исходить из того, что большинство людей разумны и не являются патологическими алкоголиками, а значит вполне могут выдержать даже шесть недель трезвости, я бы сделал вот какое замечание.
Ради телесного здоровья (повторюсь, я беру людей разумных, каковых большинство) мы можем пойти на многое. Если врач скажет пить горькие лекарства, мы будем их пить. Если скажет сесть на диету, мы перестанем есть сладкое. Чтобы не заболеть, мы позволим ввести себе вакцину, даже если это сопряжено с какими-то неудобствами. Все потому, что мы видим причинно-следственную связь между действием и результатом. Если мы примем лекарство, похудеем, вакцинируемся, то будем живы-здоровы.
Но вот в духовной жизни почему-то у нас все не так. Мы знаем из слов Спасителя, апостолов и святых, что пост — это способ подготовить себя к принятию святыни. Я говорю не только о Евхаристии, но и о внутреннем делании, о внутренней молитве. Она «работает», становится более искренней и чистой, когда мы лучше знаем себя, когда с помощью добровольного самоиспытания постигаем, в чем наши проблемы, где наши слабые места. И все же постимся мы с большой неохотой… Он как-то особенно ненавистен врагу, — говорит преподобный Варсонофий Оптинский, — приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее...» Это потому так происходит, что мы не имеем подлинного опыта богообщения и не хотим его иметь, а значит не понимаем причинно-следственной связи между воздержанием и духовным наслаждением святыней.