Зачем нужна методика «Лиги зеленых брендов» по оценке соответствия компаний ESG-факторам
Устойчивое развитие все стабильнее входит в политику компаний, а финансовые консультанты предупреждают, что зависимость стоимости бизнеса от экологического, социального и управленческого стандартов (или ESG-факторов) будет только расти. Движение «Лига зеленых брендов» создало свою методику добровольной оценки компаний, позволяющую производителям товаров и услуг определять уровень своего соответствия этим стандартам. Plus-one.ru поговорил с представителями «Северстали», IKEA и «Делойт» об этой методике и о том, почему флагманами устойчивого развития должны становиться корпорации.
О роли крупного бизнеса в реализации Целей устойчивого развития
Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду горнодобывающей и металлургической компании «Северсталь» Наталья Поппель
Я считаю, что одним из существенных инструментов мотивирования малого бизнеса к ответственным подходам являются требования, которые крупный бизнес может предъявлять поставщикам товаров и услуг. Наш отдел закупок подготовил «Книгу поставщика», которая будет являться информационной справкой для наших действующих поставщиков при начале сотрудничества с ГК «Северсталь». В этой книге прописаны требования к продуктам, которым они должны соответствовать с точки зрения ответственного производства и соблюдения требований по экологии.
Кроме того, с этого года мы начали измерять косвенные неэнергетические выбросы (Scope 3, выбросы парниковых газов, не связанные с осуществлением основного вида деятельности организации, — Прим. Plus-one.ru), а следующим шагом планируем выбирать поставщиков товаров и услуг, которые не будут увеличивать наш углеродный след. В итоге это принесет экономический эффект и устойчивость субъектам малого и среднего бизнеса, будет восприниматься ими как добровольное включение в экологическую повестку, а не регуляторная мера.
Мы убеждены, что ни одна современная компания не сможет добиться успеха и обеспечить себе будущее, игнорируя такой мегатренд, как устойчивое развитие. И мы нацелены и здесь быть среди лидеров.
Руководитель отдела по устойчивому развитию IKEA в России Наталья Бенеславская
В одиночку менять мир возможно, но это однозначно тяжело. Когда деловое сообщество объединяется, чтобы выработать единые стандарты, обозначить общие ориентиры и потенциал для изменений, то это позволяет существенно увеличить эффект от даже единичных действий каждой компании. Сегодня, когда мы все чаще слышим от ученых, что у нас мало времени, когда рубежи «2030», «2050» представляются уже как «завтра», объединение усилий необходимо особенно сильно. Компания IKEA является участником таких проектов по всему миру, и я рада, что и в России у нас появляется все больше возможностей делать что-то вместе с другими бизнесами. Мы периодически организуем встречи для представителей других компаний (которые занимаются устойчивым развитием), где показываем изнутри, что и как мы делаем в этом направлении. У нас очень много хороших наработок, и нам есть чем поделиться с партнерами. Мы хотим, чтобы как можно больше компаний всерьез занимались изменением своих бизнес-процессов в сторону экологизации, так как в конечном счете у нас одна цель.
О методике «Лиги зеленых брендов» по добровольной оценке компаний
Партнер департамента управления рисками, руководитель группы услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин
Для нас, как для партнеров «Лиги зеленых брендов», было важно, что Лига смотрит на «зеленость» в более широком контексте устойчивости. По-настоящему «зеленый» бренд должен совмещать в себе не только экологические, но и социальные и управленческие аспекты. Сегодня понятие «устойчивость» может означать разное, в зависимости от того, с кем вы говорите: кто-то в этом видит экологический аспект, кто-то — волонтерство, кто-то думает, что это благотворительность. Есть те, кто считает, что это не про бизнес, что на этом невозможно заработать и связано это только с затратами. Поэтому, как нам кажется, одна из наших первичных задач — это продвижение концепции устойчивого развития как инструмента не только ответственности и прозрачности, но и достижения бизнес-целей.
Подход Лиги был сфокусирован именно на устойчивости. Если сравнивать с существующими инструментами, наверное, самый близкий подход — Life Cycle Assessment, научный подход к оценке жизненного цикла продукта. Лига изучала и опиралась на существующие инструменты, поэтому был предложен понятный и работающий подход. Методология состоит из двух этапов. На первом этапе происходит самооценка компании по 20 критериям, из них надо набрать 12. Второй этап — это более комплексная проверка, в которую включается экспертный совет.
В рамках первого этапа для вступления в Лигу предоставляется инструмент для самооценки, то есть компания сама может бесплатно заполнить анкету и понять, в каких аспектах устойчивого развития у нее есть возможные области для улучшения, и сформировать некий план или дорожную карту развития для себя.
На втором этапе оценка идет больше в глубину и по косвенным признакам. Если компания говорит, что у нее внедрена эффективная система по обращениям от клиентов или по цепочке поставок, то необходимо предоставить результаты работы горячей линии, сколько было рассмотрено инцидентов, какие из них конвертировались в кейсы, по скольким и каким образом было проведено расследование.
Важно, что мы не задумывали систему как рейтинг любого рода, нам не интересно делить компании на первых, вторых, сотых. Этот инструмент может показать некий индустриальный срез, представить средние оценки для определенной индустрии, увидеть разные лучшие практики, которые можно использовать.
Хотелось бы, чтобы в развитии Лиги, помимо самооценки и информирования, началось формирование некоего бренда устойчивости. Если достаточное количество компаний примут участие в оценке, то это — возможность для создания некоего логотипа, который можно присваивать участникам Лиги. Такой логотип будет ориентиром для потребителей, потому что сегодня не так просто разобраться с товарами на полках. На «зеленых» полках супермаркетов есть достаточно много продуктов с неопределенными маркировками «био», «эко» и т.д., по которым непонятно, соблюдены ли права человека на производстве, что происходит в цепочке поставок и т.д.
- Читайте больше материалов по теме на сайте: https://platform.plus-one.ru/
Младший менеджер департамента управления рисками, группа услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Екатерина Поротникова
Для Лиги важны не только экологические аспекты деятельности компании, но и то, кто и в каких условиях производит товар, на каком уровне ведется управление реализацией политики устойчивого развития внутри компании. Поэтому среди критериев — наличие стратегии в области устойчивого развития, наличие KPI в области устойчивого развития, цели и отчетность по целям, наличие ответственного человека и страницы на сайте, посвященной устойчивому развитию, а также такие индикаторы, как потребление воды, энергии, количество выбросов, наличие целевых показателей и их учет.
Лига не ставила себе задачи выявлять недобросовестные компании. Это объединение структур, находящихся на пути реализации принципов устойчивого развития. Задача — посмотреть, кто и как управляет этими процессами, какие есть лучшие практики.
Еще один важный аспект — отраслевая специфика. У телекоммуникационных компаний будет один набор критериев устойчивости, у металлургов — совсем другой. У них разное воздействие на окружающую среду и общество, и задачи экологизации деятельности — тоже разные.
По результатам прохождения анкет самооценки компаниями можно отметить некоторые общие для участников признаки. Например, недостаточное количество публичной информации. Внутри компаний существуют индикаторы для понимания происходящих процессов, но информация о них не представлена внешней аудитории.
Если речь идет о международных компаниях, то информация по устойчивому развитию представлена в основном на английском языке. Лига определила принцип важности локализации информации и ее доступности для русскоязычного потребителя, поэтому за представленность информации на русском языке начисляются дополнительные баллы.
Читайте больше материалов по теме на сайте: https://platform.plus-one.ru/
Автор: Анна Андриевская
Ставь лайк и подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!