Найти тему
Анна Ульман

Какие тайны скрывает Меланхолия?

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

Всем привет!👋

Перед вами очень милая картина Лукаса Кранаха Старшего под названием «Меланхолия».

На ней изображена женщина с крыльями, наблюдающая за играющими детьми. До сих пор историки спорят над значением этой картины. Горячие споры не утихают вокруг толкования сюжета. Давайте вместе с вами внимательно её рассмотрим и попробуем разобраться в смысле картины.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия". 1532 г.
Лукас Кранах Старший. Меланхолия". 1532 г.

Перед нами то ли балкон, то ли комната с огромным окном. На переднем плане трое малышей играют с огромным шаром: они увлечённо загоняют палками шар в обруч. За этой сценой наблюдает крылатая девушка — Меланхолия.В руках она держит небольшой нож, которым строгает ветку. Видно, что эта работа девушке очень привычна: она даже не смотрит на ветку, словно делает всё механически. Взгляд девушка устремила на детей. На лице нет печали и тоски, а наоборот она словно одухотворена и погружена в свои новые идеи.

Возле девушки две птицы, куропатки, одна смотрит на неё, другая спрятала голову под крыло. Чуть дальше лежит белая собака, которая, похоже, лает на детей.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж: равнина покрыта лесами и скалами, на скалах расположились чудесные замки, на горизонте в дымке виднеются горы. Ясный солнечный день, по небу плывут лёгкие облака, но из левого угла уже надвигается тёмное грозовое облако. В облаке виднеется странная компания: обнажённые женщины, скачущие на совсем не верховых животных, а в центре мужчина в богатом костюме красного цвета, восседающий на баране. Под этим облаком видны рыцари, которых поразила какая‑то неведомая сила.

Должна признаться, я не всё понимаю до конца на этой картине, символов в ней множество, и не все понятны в наше время. Что за особа такая эта Меланхолия? Что кроется за этим темпераментом? Мне пришлось обратиться к словарю сюжетов и символов в искусстве, и вот что я там узнала.

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «смесь химических компонентов», оно было введено в медицинский обиход ещё в античные времена. Учёные того времени объясняли темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

1) лимфы, делающей человека спокойным и медлительным — флегматиком;

2) жёлтой жёлчи, делающей человека истеричным и хамоватым, «горячим» — холериком;

3) крови, делающей человека подвижным и весёлым — сангвиником;

3) чёрной жёлчи, делающей человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Средневековые учёные считали, что каждому темпераменту соответствовали стихия и планета:

1) флегматический — Вода и Луна;

2) холерический — Огонь и Марс;

3) сангвинический темперамент — Воздух и Юпитер;

4) меланхолический — Земля и Сатурн.

Флегматики считались спокойными, даже склонными к апатии, холерики — раздражительными и агрессивными, сангвиники — деятельными, успешными и общительными, а меланхолики по традиции рассматривались как грустные, бедные и неудачливые люди, поскольку они попадали в сферу влияния Сатурна.

В эпоху Возрождения взгляд на меланхолию слегка изменился. Стали считать, что героическое неистовство, безумие, или фурор, которое Платон называл источником всякого вдохновения, в сочетании с черной желчью меланхолического темперамента порождает великих людей.

Меланхолия ассоциировалась в XVI столетии с интровертными, интеллектуальными качествами, которые присутствуют у таких личностей как художники, философы и теологи.

Рядом с Меланхолией традиционно изображали собаку, которая ассоциировалась с Сатурном.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

Чаще всего девушку изображали с крыльями — элементом «божественного вдохновения». Она нередко угрюма: от того, что не может овладеть всей мудростью или от потери творческого вдохновения.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

Возле неё могут быть атрибуты искусства или орудия труда плотника, например пила и молоток или циркуль и линейка. На картине Кранаха у девушки в руках нож и она строгает им ветку, вероятно, хочет сделать обруч или новую палочку для игры малышам. На юбке девушки можно заметить кошелёк. Этот атрибут меланхолии означает скупость и суетность земных богатств.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

Куропатка, которая спрятала голову символизирует глупость: птица, спрятав свою голову, воображает, что она надежно спряталась и находится в полнейшей безопасности. Точно так же глупые люди, совершая втайне свои грехи, полагают, что они в безопасности, ничуть не задумываясь о всевидящем глазе, от которого ничто не может ускользнуть.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532 г., фрагмент картины

Вторая куропатка— символом дьявола, античные философы утверждали, что птица способна обманывать, когда чувствует опасность. В связи с этим наблюдением возник такой образ.

Всадники, скачущие на животных, похожи на свиту дьявола: ведьмы, которые окружают своего повелителя в красном кафтане. И его сила так велика, что рыцари гибнут в секунду и не могут остановить демона. Ещё мгновение и настанет тьма во всём мире.

Это всё более-менее понятные символы, значения которых помог раскрыть словарь.

Но дети… Они‑то и есть главная загадка этого полотна! Тут вот расходятся мнения историков. То ли дети ассоциируются с милосердием и любовью, которые могут спасти угрюмую Меланхолию от гнетущих мыслей и их последствий, то ли дети ассоциируются с мифом о Сатурне, который пожирает своих детей.

Сатурн пожирал своих детей, поскольку ему было предсказано, что один из них отнимет у него власть. В этом желании бога сохранить власть проглядывает нежелание перемен, неспособность принять что‑то новое, но в то же время — попытка утверждения стабильности, в жертву которой и приносятся собственные дети.

И вот эти три озорника позволяют зрителю решать самому, в плохую сторону или в хорошую трактовать сюжет. Художник оставляет выбор за нами и не навязывает своего мнения, в этом я думаю гениальность этой картины.

А вы как думаете, что будет от мыслей Меланхолии — гибель или созидание?