Делегирование в бизнесе – Инструкция к применению.
“Плохой руководитель работает сам, хороший организует работу других”.
Главный принцип построения бизнеса.
Делегирование – процесс передачи некоторых функций руководителя другим сотрудникам для достижений конкретных целей компании. Передача распоряжений происходит от более высокой инстанции к более низкой. Главный принцип плодотворного делегирования — анализировать и сопоставлять сложность работы с навыками, умению и мотивацией сотрудника, которому вы планируете её передать. Это не значит, что нельзя поручать работникам более сложные задачи, чем они выполняют в данный момент. Важно, чтобы работа соответствовала по сложности их уровню и немного более того. Поручения надо передавать, постепенно увеличивая их сложность. В противном случае, передающее старшее звено не захочет признаваться в том, что ошибся при выборе работника, а работник, не справившись с работой, будет скрывать свою некомпетентность и неумение справиться с заданием. Задание необходимо излагать полностью и только одному человеку, так как подстраховка, когда решение одной задачи передается сразу нескольким работникам, расслабляет всех и снимает с них ответственность.
Иногда стоит стимулировать активное участие подчиненных в обсуждении - прямое общение с руководством действует как бальзам и повышает мотивацию. Чем больше сотрудники имеют возможность обсудить работу с начальником, тем более персонально они ее воспринимают и берут на себя личную ответственность за выполнение. Работнику важно чувствовать, что это его дело, ему доверяют и ценят. И потому, при совместном обсуждении задачи, стоит позволить исполнителям принять участие в разработке плана выполнения. Тогда они будут заинтересованы в выполнении работы в лучшем виде - ведь задача обсуждалась с ними вместе, они делились собственными соображениями и принимали участие в составлении плана работы и сроках.
Также важно знать принцип - делегировав задачу, надо оставить исполнителя в покое. Пусть подчиненный несет полную ответственность за результат. Способность делегировать задачу и получить итог — ключевой фактор успеха руководителя, а при неправильном делегировании вы будете вынуждены все делать сами. Руководителю важно понимать, какие цели он преследует, делегируя некоторые полномочия нижестоящим по рангу работникам:
1. Освобождение времени для других задач и личная разгрузка.
2. Повышение мотивации делегированных.
3. Повышение уровня доверия и благоприятной атмосферы в коллективе.
4. Повышение мотивации сотрудников.
Также важно поставить в известность исполнителей о рамках задач: они не всегда знают подробности того, кому и для чего предназначается конечный результат проделанной работы и не должны выходить за границы поставленной задачи, чтобы не оказаться в ситуации, называемой “превышением полномочий”. Я ни в коем случае не имею ввиду, что нельзя проявлять инициативу, ведь я уже писал о том, что я сторонник того, что инициативу надо проявлять всегда и по мне она всегда приветствуется и поощряется. В данном случае просто надо обсудить также и предел инициативного “разгула”, когда чрезмерное рвение может привести к потере времени, утечке информации и прочим неприятностям.
И, наконец, вещи, которые нельзя делегировать:
1. Стратегическое планирование.
2. Процессы, имеющие высокую степень риска.
3. Кадровые вопросы.
4. Контроль за деятельностью подразделений.
5. Поощрения от имени компании.
No B.s.