Найти тему
Авторские зарисовки

Россия долго запрягает, зато потом быстро едет

Российский ударно-разведывательный БПЛА С-70 "Охотник". Фото из интернета.
Российский ударно-разведывательный БПЛА С-70 "Охотник". Фото из интернета.

Ни для кого не является секретом, что Россия отстает в таком современном виде вооружения, как беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Это направление несправедливо считалось не приоритетным. В результате чего ему уделялось мало времени, внимания, и самое главное, ресурсов. Не сказать, что в России не было разработок беспилотников. Они были и не мало, но бюджеты на разработку проектов были несопоставимы с зарубежными. Наш ВПК в этом направлении очень сильно отстал. Теперь ситуация может в корне поменяться.

Опыт ударных беспилотников в трех разных конфликтах, где они сыграли ключевую роль, в Идлибе САР, Ливии и Нагорном Карабахе, стали активно изучать в России. БПЛА, особенно дроны-камикадзе, показали высокую эффективность даже против регулярной армии, которая имела полноценные комплексы ПВО малой и средней дальности, успешно уничтожая бронетехнику и артиллерию противника. Это стало наглядным примером новых возможностей наносить урон в живой силе и технике противоборствующим соперникам, бескровно со своей стороны, с помощью различных систем беспилотных летательных аппаратов.

То, что у нас не только изучают, но и работают над противодействием БПЛА и достигли серьезных результатов, это, конечно, хорошо. Но не надо работать над этой проблемой односторонне. Надо развивать свою военную индустрию в области разработок и построения беспилотников разной направленности. Министерство обороны планирует скорректировать планы развития БПЛА. Но что тревожит, так это то, что у нас в России привыкли слишком долго запрягать. Прежде чем приступить к реализации того, что уже разработано, у нас могут пройти годы.

По прежним статьям, читая комментарии, удивляешься истерике некоторых читателей, которые словно один знакомый всем персонаж фильма кричал: "Шеф! Усе пропало!" Сказать, что мы безнадежно отстали, нельзя. Если брать насыщенность наших войск беспилотниками тактического плана, то с этим все в порядке. В каждой бригаде Сухопутных войск имеется рота БПЛА, есть они в морской пехоте и береговых войсках флота. Например, в Сирии, наш контингент может держать около семи десятков беспилотников одновременно в разных районах страны. Россия, по данным Минобороны, имеет на вооружении свыше двух тысяч небольших разведывательных БЛА с продвинутыми возможностями.

Сейчас идет разработка новых сложных и тяжелых беспилотников с массой свыше одной тонны. Где мы уступаем очень сильно, так это в беспилотниках среднего класса, весом от ста до тысячи килограммов. А именно в этом направлении можно было бы быстрее построить ударные и многоцелевые аппараты с большим боевым потенциалом. Но тут Россия сталкивается с еще одной, довольно серьезной проблемой. У нас отсутствует выпуск двигателей для БПЛА. Нет электрических двигателей для небольших аппаратов, нет двигателей внутреннего сгорания для больших БПЛА. Есть опытные образцы, но нет серийного производства. Это все очень замедляет развитие этого нового вооружения в России.

Есть и еще одна проблема, это отсутствие производства малогабаритных боеприпасов. Так как не было у нас ударных беспилотников, так и не были востребованы для них боеприпасы. В последнее время ряд предприятий работает в этом направлении, кое-что сделано и уже применяется в Сирии, но это очень мало и придется какое-то время подождать того момента, когда эти предприятия выйдут на необходимую мощность.

Как бы то ни было, а события этого года показали перспективность БПЛА и Россия на это отреагировала. Отставание в этом вооружении у нас есть и выводы сделаны. Пересмотрены цели по количеству дронов разных классов. Изучаются приоритеты новых образцов, которые следует разрабатывать. Какие-то программы будут свернуты, каким-то наоборот, будет отдано предпочтение, но маховик завращался. Я не стал останавливаться в этой статье на беспилотниках имеющихся на вооружении наших войск, и над которыми в России идет работа. Такой цели не было. Просто читатели должны знать, что в российских Вооруженных силах понимают, что отстали в этом виде вооружения и работают на тем, чтобы выравнять положение. Никакого шапкозакидательства нет, проблемы есть, но все проблемы решаются, особенно если они имеют военную подоплеку.