Компания бизнесмена потребовала от кризисного бюджета сотни миллионов на основании несуществующих в документах договоренностей
«Корпорация КОШЕЛЕВ» потянулась за деньгами самарских налогоплательщиков.
Входящее в ее состав ППСО «АО «Авиакор» потребовало от правительства области 260 млн рублей за построенную фирмой часть Северного шоссе (связывающего построенные корпорацией малобюджетные микрорайоны с Самарой). Глава корпорации ссылается на якобы существовавшие устные договоренности с чиновниками, которые не исполнены. Шоссе существует уже несколько лет, а деньги за него Кошелев потребовал именно в период, когда бюджет просел в доходах из-за коронавирусной пандемии. Эксперты не понимают, как можно требовать деньги, основываясь на такой аргументации. Недоумевают и сами чиновники.
В схеме развития дорожной сети Самары, утвержденной в 2012 году, Северное шоссе позиционировалось как магистраль общегородского значения. Ей предстояло соединить поселок Красный Пахарь и магистраль «Центральная» (таковой должен стать проспект Карла Маркса после реконструкции). Но в 2016 году эти дорога сменила статус и стала областной. Тогда же региональное министерство транспорта и автомобильных дорог начало резервировать земли под строительство Северного шоссе.
Проект планировки первого этапа строительства шоссе выполнило ЗАО «ППСО «АО «Авиакор», входящее в «Корпорацию КОШЕЛЕВ» Владимира Кошелева, по заказу минтранса. Согласно ППТ, обнародованному в конце 2016 года, протяженность первого этапа Северного шоссе равна 1,1 км, это участок от окончания ул. Мира до новой очереди строительства в «Кошелев-Парке» уже за железнодорожным переездом. Также в конце 2016 года власти решили заложить в бюджет 450 млн рублей на строительство двух первых этапов Северного шоссе (первый оценили в 300 млн, второй - в 150 млн).
Главной задачей первого этапа строительства четырехполосного Северного шоссе было обеспечение транспортной доступности микрорайонов «Корпорации КОШЕЛЕВ». «Крутые Ключи» построили в Красноглинском районе Самары, а «Кошелев-Парк» - в Волжском районе области. Это сделало невозможным запуск в «Кошелев-Парк» маршрутов общественного транспорта, следовавших до «Крутых Ключей», - муниципалитеты были разными.
Чтобы оперативно связать собственные микрорайоны, корпорация уже в 2017 году начала строительство первого этапа Северного шоссе без проведения торгов на эту работу. Стройка сопровождалась скандалами с изъятием под нее площадок - тогда минтранс нарушил процедуру изъятия земельных участков под шоссе, и строить дорогу на дачных участках физических лиц начали еще до того, как был выпущен приказ о резервации земель. В итоге этап шоссе построили, публично его завершение нигде не афишировалось - хотя обычно ввод крупных дорог или их частей сопровождается визитом на новый объект чиновников разных уровней и официальными пресс-релизами о вводе объекта в эксплуатацию от минтранса.
Сам минтранс за прошедшие годы занимался проектированием остальных очередей Северного шоссе - всего их шесть. А в феврале 2020 года шоссе подвинули - ППТ проекта немного изменили, сдвинув местоположение трассы на втором этапе, чтобы освободить площадку под школу в «Крутых Ключах». В октябре 2020 года в интервью порталу «Волга Ньюс» министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин отметил: «Сейчас ведется разработка проектной документации на строительство Северного шоссе». Подряды непосредственно на строительство еще не разыгрывались.
14 октября 2020 года Арбитражный суд Самарской области принял к производству иск от ЗАО «ППСО «АО «Авиакор» к региональному правительству. В иске «Авиакор» просит признать незаконным бездействие правительства и обязать внести изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, дополнив его объектом «Автомобильная дорога общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенная в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский, 1-й этап строительства». Параллельно истец требует также компенсировать ЗАО «ППСО «АО «Авиакор» расходы на строительство и содержание дороги в сумме 260,6 млн рублей. Согласно тексту искового заявления, компания построила автомобильную дорогу, линию наружного освещения, сети дождевой канализации и тротуары со стороны жилой застройки. И теперь хочет, чтобы все эти затраты покрыл бюджет, то есть самарские налогоплательщики.
Первое заседание по делу назначено на 26 ноября 2020 года. Третьими лицами к процессу привлекли областные министерство транспорта и автомобильных дорог и министерство имущественных отношений.
Как сообщил «СО» источник, близкий к минтрансу, стройка первой очереди шоссе - инициатива самого Владимира Кошелева. «Кошелев без всякой проектно-сметной документации построил этот участок. Это один из шести этапов шоссе, идущий за железной дорогой. Видимо, Кошелев считает нормальной такую практику», - говорит источник.
В минтрансе отмечают, что спорной дорогой владеет ЗАО «ППСО «АО «Авиакор». «Никаких сделок по отчуждению автомобильной дороги Северное шоссе, 1-й этап, находящейся в собственности компании, в пользу Самарской области не осуществлялось. Таким образом, правовые основания для внесения дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения отсутствуют», - подчеркнул замминистра транспорта региона Сергей Неретин.
По сути дела, слова чиновников отчасти подтверждает и сам Кошелев. Кошелев уверяет, что у него была устная договоренность с властями. «Шоссе состоит из нескольких этапов, первый этап был построен нами с разрешением на строительство и введен в эксплуатацию с прохождением всех экспертиз. Северное шоссе входит в перечень региональных дорог, оно было построено на средства частной компании под обещание того, что дорога в дальнейшем будет выкуплена. Этот этап дороги сейчас является единственной частной региональной дорогой, что само по себе нонсенс. Я допустил ошибку и поверил властям на слово, что они выполнят обещание по выкупу дороги. Это длится много лет, поэтому мы решили пойти в суд», - говорит Владимир Кошелев.
Эксперты сомневаются в том, что ППСО «АО «Авиакор» сможет отсудить у правительства компенсацию за дорогу, основываясь на устных договоренностях, - даже если они и были. «У меня в этом большие сомнения. Может быть, сказано, что компания на свой страх и риск построила дорогу. Здесь очень много объективных, законодательных препон - нужно как-то объяснить, что это были за устные договоренности о стройке, найти в бюджете финансирование и так далее. Любой подрядчик, который начинает осуществлять какие-либо строительные работы для кого-то или для общественных нужд, должен позаботиться в первую очередь о своих интересах и том, каким образом ему будут компенсированы затраты, которые он сам - а если нет договора, то это трактуется именно таким образом, - добровольно решил понести. Учитывая, как сложно складываются отношения коммерческих организаций с бюджетом, я думаю, что компенсация маловероятна», - говорит председатель коллегии адвокатов «Струков и партнеры» Игорь Струков.
ВЛАДИМИР КОШЕЛЕВ, глава «Корпорации КОШЕЛЕВ»
Нас обманули в Самарской области, не заплатив за дорогу. У меня есть частная строительная организация. В условиях любого ООО, АО прописано черным по белому, что основная цель деятельности - это извлечение прибыли. Прибыли мы из этой дороги извлечь не можем.
СЕРГЕЙ НЕРЕТИН, заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области
По вопросу компенсации ППСО «АО «Авиакор» расходов на строительство и содержание дороги в сумме 260,6 млн рублей министерство сообщает, что выплата денежных средств за фактически выполненные работы при отсутствии госконтракта противоречит нормам гражданского законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подписывайтесь на нас