Найти в Дзене
От корки до корки

Готический роман: стремление заглянуть за границу жизни

Ночь... Лунный свет падает на гладь пруда... Старинный замок, пронзающий небо своими башнями... Шёпот крадётся по обветшалым коридорам... Бледное пламя свечи выхватывает из густой тьмы силуэт... То ли увязший в своей боли и не нашедший утешения призрак, то ли собственный разум, пошатнувшийся от прикосновения древнего страха...
Подобные строки, наверное, читал каждый. В любом случае, истории о

Ночь... Лунный свет падает на гладь пруда... Старинный замок, пронзающий небо своими башнями... Шёпот крадётся по обветшалым коридорам... Бледное пламя свечи выхватывает из густой тьмы силуэт... То ли увязший в своей боли и не нашедший утешения призрак, то ли собственный разум, пошатнувшийся от прикосновения древнего страха...

Подобные строки, наверное, читал каждый. В любом случае, истории о духах, таинственных усадьбах и инфернальном страхе известны во всем мире и давно уже вошли в мировую литературу и культуру в целом.

Замки, руины, мрачность являются неотъемлемыми элементами готики
Замки, руины, мрачность являются неотъемлемыми элементами готики

Но в чём же соль этого таинственного культурного явления, нагнавшего чёрные тучи над Англией XVIII века и прогремевшего как гром на литературном небосклоне той непростой эпохи, задав тон всего того, что будут называть готической литературой?

Точкой отсчёта, моментом рождения литературной готики принято считать 1764 г. Именно в этот год в Англии выходит книга, в которой приводится якобы перевод старинного итальянского романа XVI в., сделанный неким Уильямом Маршаллом. Это был "Замок Отранто" - первый готический роман в истории литературы.
Позже стало известно, что автором был англичанин Хорас Уолпол, который хотел соединить фантастические мотивы средневековых романов и привнести их эстетику в роман современный. Впоследствии многие писатели стали прибегать к подобному сочетанию, добавляя какие-то нюансы, формируя границы и эффекты жанра.
Книги из домашней библиотеки
Книги из домашней библиотеки

Для меня готическая литература, это в первую очередь, извечное желание человека проникнуть за границы жизни. Человеку свойственно пытаться заглянуть по ту сторону непроницаемой завесы между жизнью и смертью. А готика как раз и пытается "расшевелить" реальность, ухватить краем глаза иное бытие, ответить на вопросы о душе и её возможном посмертном существовании. Конечно делает она это в религиозном ключе через призму художественного вымысла, некоего поэтического осмысления конечности существования и присутствия зла в человеческом мире.

Будучи предтечей романтизма, готическая литература стремится разгадать природу зла, намекает на то, что, порой, оно произрастает из собственной же противоположности - добра. Исследование теневой стороны человеческой души становится заходом на тёмную сторону бытия, которая неизменно присутствует во всём.

Мятущийся герой, чья жизнь протекает в замкнутом пространстве, в котором закольцовано вечное проклятие и наследственность зла
Мятущийся герой, чья жизнь протекает в замкнутом пространстве, в котором закольцовано вечное проклятие и наследственность зла

Готика порождена слиянием многих факторов. Здесь и попытка обнаружить пределы зла, и противление ему же, и страх от осознания смертности всего живущего, и желание пролонгировать себя, свою душу за печальные границы, и, как ни странно, эскапизм от тягот жизни, и, конечно же, неопределенность и зыбкость жизни.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь!