Ночь... Лунный свет падает на гладь пруда... Старинный замок, пронзающий небо своими башнями... Шёпот крадётся по обветшалым коридорам... Бледное пламя свечи выхватывает из густой тьмы силуэт... То ли увязший в своей боли и не нашедший утешения призрак, то ли собственный разум, пошатнувшийся от прикосновения древнего страха...
Подобные строки, наверное, читал каждый. В любом случае, истории о духах, таинственных усадьбах и инфернальном страхе известны во всем мире и давно уже вошли в мировую литературу и культуру в целом.
Но в чём же соль этого таинственного культурного явления, нагнавшего чёрные тучи над Англией XVIII века и прогремевшего как гром на литературном небосклоне той непростой эпохи, задав тон всего того, что будут называть готической литературой?
Точкой отсчёта, моментом рождения литературной готики принято считать 1764 г. Именно в этот год в Англии выходит книга, в которой приводится якобы перевод старинного итальянского романа XVI в., сделанный неким Уильямом Маршаллом. Это был "Замок Отранто" - первый готический роман в истории литературы.
Позже стало известно, что автором был англичанин Хорас Уолпол, который хотел соединить фантастические мотивы средневековых романов и привнести их эстетику в роман современный. Впоследствии многие писатели стали прибегать к подобному сочетанию, добавляя какие-то нюансы, формируя границы и эффекты жанра.
Для меня готическая литература, это в первую очередь, извечное желание человека проникнуть за границы жизни. Человеку свойственно пытаться заглянуть по ту сторону непроницаемой завесы между жизнью и смертью. А готика как раз и пытается "расшевелить" реальность, ухватить краем глаза иное бытие, ответить на вопросы о душе и её возможном посмертном существовании. Конечно делает она это в религиозном ключе через призму художественного вымысла, некоего поэтического осмысления конечности существования и присутствия зла в человеческом мире.
Будучи предтечей романтизма, готическая литература стремится разгадать природу зла, намекает на то, что, порой, оно произрастает из собственной же противоположности - добра. Исследование теневой стороны человеческой души становится заходом на тёмную сторону бытия, которая неизменно присутствует во всём.
Готика порождена слиянием многих факторов. Здесь и попытка обнаружить пределы зла, и противление ему же, и страх от осознания смертности всего живущего, и желание пролонгировать себя, свою душу за печальные границы, и, как ни странно, эскапизм от тягот жизни, и, конечно же, неопределенность и зыбкость жизни.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь!