Найти тему
16,7K подписчиков

Конкурс на проект броненосного крейсера для Балтийского моря

4,6K прочитали

Японский броненосный крейсер «Цукуба»
Японский броненосный крейсер «Цукуба»


По опыту Русско-японской войны

Линейные крейсера своим появлением и сравнительно недолгим существованием в том классическом виде, в каком они изначально задумывались, в первую очередь обязаны урокам Русско­-японской войны
1904–1905 годов. Именно тогда удачное привлечение японским командованием броненосных крейсеров к участию в сражениях линейных сил флота побудило ведущие морские державы пересмотреть взгляды на роль и место этих кораблей в грядущих боях. Одним из основных направлений их дальнейшего развития поначалу стал переход от традиционной для броненосных крейсеров 203-­мм артиллерии на орудия более крупного калибра, сопоставимые с таковыми эскадренных броненосцев. Обязательным условием было сохранение крейсерами преимущества перед броненосцами в скорости хода.
Первый такой корабль, опираясь на собственный опыт, воплотили в металле японцы. Им стал броненосный крейсер «Цукуба», вооруженный четырьмя 305­-мм орудиями в двух башнях при 150-­мм бортовой броне и 21­-узловой скорости хода и отнесенный несколько позднее начальником Морского генерального штаба (МГШ) контр-­адмиралом А. А. Эбергардом к предшественникам линейных крейсеров.

Из кораблей других стран, которые также явились предтечей возникновения нового класса (правда, в несколько меньшей степени), Андрей Августович счел возможным упомянуть русский «Рюрик»
(четыре 254-­мм и восемь 203­-мм орудий, 21 уз), английские типа «Мinotaur» (четыре 234-­мм и десять 190­-мм орудий, 23 уз) и американские типа «Тennessee» (четыре 254-­мм и 16 152­-мм орудий, 22 уз), хотя броненосные крейсера с артиллерией калибром более 203 мм существовали в ряде иностранных флотов и ранее.
Вместе с тем необходимо отметить, что практически все упомянутые корабли по своим тактико-­техническим элементам (ТТЭ) в значительной степени относились к тому конструктивному типу броненосных крейсеров, который сложился на рубеже
XIX–XX веков.
Примерно аналогичных взглядов на эти крейсера придерживались и российские моряки во время проведенного МГШ в
1906 году опроса на предмет выработки данных по разработке заданий для проектирования новых кораблей по опыту минувшей войны. Хотя при этом нельзя не отметить и наличия явно противоположных мнений. Так, например,
вице­-адмирал К. К. Де­-Ливрон пророчески считал, что «вероятно, тип броненосного крейсера поравняется с броненосцами, и тем и другим придется принимать участие в бою в линии совместно». В то же время капитан 2 ранга К. И. Дефабр вообще отвергал этот класс кораблей, полагая его совершенно бесполезным:
«Для эскадры он слаб, для разведок тяжел и дорог».

Броненосный крейсер «Рюрик» стал первым шагом на пути к созданию линейного крейсера для Российского флота
Броненосный крейсер «Рюрик» стал первым шагом на пути к созданию линейного крейсера для Российского флота

Большинство же принявших участие в опросе признавали важным нахождение броненосных крейсеров в составе флота, но при непременном условии приближения их артиллерии к вооружению эскадренных броненосцев — от 4 (лейтенант П. П. Палецкий) или 6 254­-мм (контр­-адмирал Н. К. Рейценштейн) до 2 (капитан 2 ранга Н. С. Путятин) или 4 305-­мм (контр-­адмирал К. П. Пилкин) орудий в башенных установках, при сохранении 120–203-­мм средней артиллерии, облегченном бронировании и скорости 23–24 узла.
В то же время, как отголосок составлявшихся в Российском флоте во второй половине XIX века планов крейсерских операций, требовалось обратить внимание на увеличение дальности плавания и автономности. Тот же К. К. Де­-Ливрон желал, чтобы новый крейсер обладал способностью пройти от Кронштадта до Владивостока лишь с двумя бункеровками — в Порт­-Саиде и Батавии (ныне Джакарта), а капитан 2 ранга Н. А. Сакс — чтобы корабль по возможности мог
«держаться в море очень продолжительное время (неделями, месяцами)».

В расширенной и более конкретной форме высказался в своей записке лейтенант граф А. П. Капнист: «Крейсера эти ныне обратились в те же броненосцы, но артиллерия их легче, броня тоньше, но ход больше. Только значительное превосходство в скорости может оправдывать более легкую артиллерию и более тонкую броню. Благодаря преимуществу в скорости крейсера могут, по усмотрению, принять или не принять бой с броненосцами, и если принять, то на выгодных для себя позиции и дистанции.
Броненосные крейсера должны играть ту роль, которую в парусные времена играли двухдечные корабли или фрегаты. Они посылаются производить усиленные рекогносцировки, образуют летучие отряды, служащие для того, чтобы замаскировать движение флота, отгонять неприятельских разведчиков — одним словом, образовывать ту завесу, которую образуют в сухо­путных войсках авангард или летучие отряды. Дабы иметь возможность держать большой ход во всякую погоду, они должны иметь значительное водоизмещение, которого требуют и боевые их обязанности.
В бою броненосные крейсера образуют летучие отряды, которые стремятся усилить удар главных сил, направленный на часть эскадры противника. Они стремятся зайти ему во фланг, расположиться впереди его голов, позади его хвоста, одним словом, отряды эти играют ту роль, которую в сухопутных сражениях играет резерв.
Для успешного выполнения этой задачи необходимо иметь большой ход и такую силу, которая бы давала им возможность принять при выгодных условиях бой с броненосцами».

Новую эпоху в кораблестроении открыл линкор «Dreadnought» (21 845 т, 21 уз, десять 305­-мм орудий, броня пояса, башен, рубки — до 280 мм, палубы — 102 мм), пополнивший английский флот в конце 1906 года. Его имя практически сразу стало нарицательным. С этого момента все линейные корабли стали делиться на дредноуты и додредноуты.
Под стать ему, чего и следовало ожидать, исходя из приведенных выше рассуждений, был создан и броненосный, а вернее, первый в мире в своем классе линейный крейсер «Invincible» (20 078 т; 25,5 уз; восемь 305­-мм орудий; броня пояса до 152, башен — 178, рубки — 254, палубы — 65 мм), вступивший в строй весной
1909 года.
Изначально задуманные как сильнейшие в своих классах, они вызвали настоящий переполох среди ведущих морских держав. Ведь только одно знакомство с их ТТЭ разом перечеркивало боевые достоинства всех ранее построенных кораблей. Это с блеском продемонстрировал «Invincible» с однотипным «Inflexible» (третий в серии — «Indomitable») в бою с германской крейсерской эскадрой вице­-адмирала графа
М. фон Шпее у Фолклендских островов
8 декабря 1914 года (по новому стилю).

В итоге все дальнейшие проектные проработки, по сути, приходилось начинать с чистого листа. Тем не менее уже к
18 августа 1907 года специалисты МГШ разработали основные элементы для проектирования броненосного (согласно классификации 1907 г.) крейсера, оказавшиеся весьма близкими к своему английскому аналогу: скорость хода 25 уз; восемь 305­-мм 52­-калиберных орудий в четырех башнях, 16 102­-мм противоминных орудий, четыре 47-­мм (для салюта и шлюпок), два пулемета, два бортовых и один кормовой подводные минные аппараты; бронирование — главный бортовой пояс не тоньше 152 мм, второй и третий — по 76,2 мм; палубы с учетом 6,3­-мм настилки — верхняя 44,4, нижняя 31,7 мм (на скосах 50,6 мм); траверзы, дымовые трубы (до верхней кромки боевой рубки), кожухи — не тоньше 25,4 мм; башни, подачные трубы (за минусом бортового пояса) 254 мм, боевые рубки 305 мм. Водоизмещение и главные размерения, кроме углубления (нормальное 8,33, полное 8,84 м), не оговаривались.

Английский линейный крейсер «Invincible»
Английский линейный крейсер «Invincible»

Многие из этих требований остались практически неизменными вплоть до утверждения окончательного проекта. К ним относились стратегическое (глубокая разведка боем в главных операциях) и тактическое (одиночный бой, бой с неприятельскими крейсерами в линии баталии крейсеров; эскадренный бой в самостоятельной линии баталии на больших и средних дистанциях) назначения броненосного крейсера, одновидность по силуэту с будущими линейными кораблями и легкими крейсерами, отсутствие специального тарана, ледокольное образование штевней, возможно меньшая поражаемая поверхность.
Особое внимание обращалось на вопросы водонепроницаемости, боевой остойчивости и непотопляемости, что проистекало из опыта Русско­японской войны:
«Как принцип должно быть поставлено, чтобы корабль терял запас плавучести раньше потери остойчивости».
Отдельно оговаривалось обязательное сохранение за броненосным крейсером преимущества перед линейным кораблем в ходе и районе действия. При этом если техническая сторона ограничивала водоизмещение или размерения крейсера, то достижение указанных преимуществ могло идти исключительно за счет сокращения числа орудий, а не за счет их калибра. Если для линейного корабля предпочтительным являлось иметь лишнее орудие, то для броненосного крейсера — лишний узел хода.

23 октября 1907 года Совет министров правительственным распоряжением № 72 объявил «положения о составе и подразделении флота», согласно которым «оперативно-­способная эскадра» Российского флота должна была состоять из восьми линейных кораблей, четырех броненосных и девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Таким образом, понадобилось целых два года с момента окончания Русско-­японской войны, чтобы определиться и наконец­-то узаконить работы по проектированию и постройке новых кораблей.
Более того, создание такой эскадры, согласно проекту
«Программы развития морских сил России на 1909–1919 гг.», разработанной МГШ в 1908–1909 годах, считалось первоочередной задачей. В ней броненосным крейсерам в эскадренном бою отводилась роль свободно маневрирующей тактической единицы, способной, как уже говорилось выше, осуществить «глубокую разведку» и «охват головы» неприятельской эскадры, то есть тактический прием, извлеченный из уроков Русско­японской войны.
К маю
1909 года МГШ в своих расчетах поднял скорость хода до 28 уз и определился с водоизмещением (25 000 т). В свою очередь, МТК несколько их ограничил (25 уз и 23000 т), но остановился на девяти 305-­мм орудиях в трех башенных установках. Противоминная артиллерия (16 120­-мм орудий) и бронирование должны были соответствовать требованиям, принятым для новых линкоров (типа «Севастополь»). Стоимость такого крейсера с полным снабжением, башенными установками, минными аппаратами и проч., но без орудий и боезапаса определялась в 29 200 тыс. руб.

А. А. Эбергард. В 1908–1911 годах начальник Морского Генерального штаба.
На фото в чине адмирала
А. А. Эбергард. В 1908–1911 годах начальник Морского Генерального штаба. На фото в чине адмирала

В случае установки дизелей для экономического хода она возрастала до 30 000 тыс. руб. Стоимость самих девяти 305­-мм и 16 120­-мм (со станками) орудий, одного комплекта боезапаса для них (соответственно по 100 и 300 выстрелов на ствол) и 12 мин Уайтхеда (торпед) оценивалось в 3492 тыс. руб.
Помимо собственных проектных изысканий, изучался и зарубежный опыт по созданию кораблей дредноутного типа. Так, посещение начальником МГШ контр-адмиралом А. А. Эбергардом завода «Блом и Фосс», позволило ему «познакомиться… очень подробно» с вопросами строительства больших крейсеров. Итогом этой поездки стала обстоятельная записка от
1 сентября 1909 года в адрес А. Н. Крылова, исполнявшего тогда должность председателя МТК.
В ней (в частности, в разделе «Крейсера большого водоизмещения, или так называемые линейные крейсера») А. А. Эбергард отметил шесть основных требований, предъявляемых к новейшим кораблям этого типа: скорость, бронирование, вооружение, водоизмещение, энергетическая установка и район действия.
Подход к скорости, вооружению и типу энергетической установки (26– 28 уз; не менее восьми орудий главного калибра; обязательное применение паровых турбин и тонкотрубных котлов) практически не отличался от ранее выработанных положений.

В то же время из выводов, сделанных А. А. Эбергардом, бронирование следовало иметь одинаковое с линейными кораблями «для возможности гарантировать линейным крейсерам ту же неуязвимость», или даже несколько усиленное на протяжении котельных отделений в целях более надежного сохранения ими скорости хода. Водоизмещение для крейсеров признавалось им на 10% меньшим такового линейных кораблей, а район действия — большим (до 12 000–14 000 миль), что достигалось применением комбинированной энергетической установки из паровых турбин и дизелей.
Итогом проведенной МГШ работы стали составленные в нем «Задания для выработки элементов для проектирования броненосных крейсеров», утвержденные морским министром вице-адмиралом С. А. Воеводским
15 мая 1910 года.
Кроме отмеченных выше требований, задания содержали следующие основные положения и желательные направления развития их ТТЭ.

Британский линейный крейсер «Lion»
Британский линейный крейсер «Lion»

Скорость полного хода — не менее 28 уз (при форсировке котлов — не менее 30); район плавания при нормальном запасе топлива на 48 часов полного 28­-узлового хода; главная артиллерия — по калибру не слабее, чем у линейных кораблей: 305–356­-мм орудия (число стволов при разработке заданий — не менее 10, а желательно 12) с углом возвышения 35° и возможно большими углами горизонтального обстрела; противоминная — не менее 20 102­-мм орудий; минное (торпедное) вооружение — 6 бортовых подводных аппаратов.
Бронирование крейсера — сплошное, как бортовое, так и палубное. Главный бортовой броневой пояс по ватерлинии должен обеспечивать живучесть, остойчивость и скорость хода на дистанциях «решительного боя» (40–60 кб) при попаданиях 305-­мм снарядов, то есть иметь толщину не менее 190 мм с внутренней 50­-мм переборкой. Достаточная толщина верхнего пояса до верхней палубы — 76,2–102­-мм. Бронирование остальных элементов предполагалось следующим: башни и боевые рубки — не менее 254 мм, их крыши — 102,4 мм, подачные трубы — 203 мм, верхняя, средняя и нижняя палубы с учетом их настилки — соответственно 44,5; 31,8 и 31,3 мм (на скосах 50,8).

Основное требование, предъявляемое к внутреннему размещению, судовым системам и устройствам — обеспечить сохранение крейсером наибольшей живучести в бою.
18 мая «Задания» поступили в МТК, и специалисты его отделов приступили к разработке «элементов для проектирования броненосных крейсеров»...

© Л. А. Кузнецов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №59/2010
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut