Несмотря на то, что Россия около 10 веков своей истории развивалась под монархическим принципом (который наиболее ярко обозначился с середины XVI века), в истории русской общественно-политической мысли и политико-правовых учений, до появления "Монархической государственности" (1905 год), не было глубоких философско-политических трудов, равных, к примеру, трудам "Государь" (Il Principe) (1513) Никколо Макиавелли или "Левиафан" (1651) Томаса Гоббса.
Для меня одним из самых глубоких отечественных политических мыслителей рубежа XIX-XX веков является...
Лев Александрович Тихомиров (1852- 1923).
К сожалению, это имя не известно современному русскому читателю.
Лев Александрович Тихомиров до 1888 года был известным революционером, убежденным сторонником социализма, идеологом "Народной воли", присутствовавшим в Липецке в 1878 году на тайном съезде террористов, приговоривших к смерти Императора Александра II.
Кстати, Тихомиров единственный выступил тогда против политического убийства Императора и политического террора как способа революционной борьбы, и считал, что Россия к социализму придёт эволюционным путём.
После убийства Императора Александра II Лев Тихомиров бежал Европу, опасаясь расправы со стороны Тайной полиции и Императора Александа III, прятался за рубежом.
Жизнь во Франции и знакомство с реальной политикой парламентской республики заставила Тихомирова пересмотреть свои политические идеалы и мировоззрение.
Тихомиров написал любопытную брошюру "Почему я перестал быть революционером" (1888 год). Она была опубликована в Европе во французском издании.
О Тихомирове мощно сказал Фридрих Энгельс
«...русский, если только он шовинист, рано или поздно падет на колени перед царизмом, как мы это видели на примере Тихомирова».
Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 22.с. 13
С брошюрой Тихомирова ознакомился К.П. Победоносцев, который внимательно следил за проявлением любой значимой общественно- политической мысли в Европе.
Тихомиров вернулся в Россию после покаянного письма, написанном им Императору Александру III. Тихомиров был взят под негласный надзор полиции.
Важная деталь: Тихомиров не сдал ни одного своего товарища по организации "Народная воля".
Однако дедушка Ленин называл Тихомирова "ренегатом". И за Тихомировым ленинскся оценка надолго закрепилась в советской историографии.
К 1905 году Тихомиров написал титанический труд "Монархическая государственность" в четырёх томах.
Оглавление:
- Часть 1: Происхождение и содержание монархического принципа.
- Часть 2: Римско-византийская государственность.
- Часть 3: Русская государственность.
- Часть 4: Монархическая политика.
Труд был неоценен по достоинству российским обществом, пребывавшим во власти социалистических либо либеральных идей.
Лично для меня и социалисты, и либералы - одно и то же - республиканцы, но под разным соусом, с разной концентрацией политического винегрета.
Политический идеал социалистов и либералов разительно схож в одном: глава государства выборный!
Тихомиров считал, что его труд может стать полезен будущему поколению русских людей.
Тихомиров называл монархию "Верховной властью нравственного идеала".
Политический философ выделял три ее типа:
- 1. Монархия истинная, или Самодержавная монархия.
- 2. Монархия деспотическая.
- 3. Монархия абсолютная.
Тихомиров считал, что
"абсолютизм по духу свойственен только демократии, ибо народная воля, ничем кроме самой себя не обусловлена, создаёт власть абсолютную, так что если народ сливается с государством, то и власть последнего становится абсолютной."
Страница 104 по работе, фото которой я опубликовал.
Смотрите мое видео на Ютубе: